В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, подпунктом (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, ФАС России рассмотрено заявление о разногласиях общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - Заявитель, регулируемая организация, Общество, ООО "КрасКом") (исх. от 02.02.2018 N 9/6-7-10263/18-00 вх. от 05.02.2018 N 17515/18) к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК, орган регулирования) по приказу РЭК от 18.12.2017 N 871-в "О внесении изменения в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 15.12.2015 N 636-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (г. Красноярск, ИНН 2466114215)", и установлено следующее.
В поданном на разногласия в ФАС России заявлении регулируемая организация указывает на допущенные со стороны органа регулирования нарушения требований законодательства Российской Федерации при установлении (корректировке) тарифов на питьевое водоснабжение для ООО "КрасКом" на 2018 год, мотивируя позицию тем, что РЭК необоснованно исключены из необходимой валовой выручки экономически обоснованные расходы (входящие в состав операционных расходов и не подлежащие пересмотру) в сумме 112 859 тыс. руб.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительством Российской Федерации от 13.05.2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России установлено следующее.
Согласно информации, представленной письмом РЭК от 22.02.2018 N 02-518 (вх. от 02.03.2018 N 32090/18), из состава расходов были исключены экономически необоснованные доходы, в том числе с учетом информации прокуратуры Центрального района города Красноярска.
Орган регулирования указывает на то, что письмом прокуратуры Центрального района города Красноярска от 28.11.2017 N 7/1-0-2017 (далее - Письмо прокуратуры), в РЭК была представлена информация о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым органу регулирования при корректировке тарифов на питьевую воду необходимо рассмотреть вопрос об исключении из НВВ ООО "КрасКом" необоснованных доходов в сумме 132 864,36 тыс. руб.
По результатам оценки отчетных данных ООО "КрасКом" за 2016 год по водоснабжению экономически необоснованными органом регулирования были признаны доходы в сумме 112 858,86 тыс. руб. по статьям затрат "Расходы на оплату труда с отчислениями" в размере 33 456,37 тыс. руб. и "Расходы на капитальный ремонт" - 79 402,49 тыс. руб.
Однако, исключение данных сумм в последнем году долгосрочного периода регулирования противоречит положениям Основ ценообразования N 406 по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 74 Основ ценообразования N 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пункту 75 Основ ценообразования N 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 76 Основ ценообразования N 406 предусмотрено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования N 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 Основ ценообразования N 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования N 406.
Пунктом 79(1) Основ ценообразования N 406 долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования N 406.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования N 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
Согласно пункту 59 Основ ценообразования N 406 величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 44 Методических указаний N 1746-э операционные расходы включают в себя: производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16-18 Методических указаний N 1746-э, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов); ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23-24 Методических указаний N 1746-э; административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 Методических указаний N 1746-э; сбытовые расходы.
Исходя из положений пунктов 18-25 Методических указаний N 1746-э следует, что расходы на оплату труда всех видов персонала, расходы на капитальный ремонт, а также сырье и материалы отнесены к укрупненным статьям затрат, поименованным в пункте 44 Методических указаний N 1746-э, которые формируют операционные расходы.
Пунктом 60 Основ ценообразования N 406 установлено, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
При этом, согласно пункту 79 Основ ценообразования N 406 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, который, исходя из положений пункта 33 Основ ценообразования N 406, подлежит пересмотру только в случаях, определенных данным пунктом, а именно:
а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;
в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);
г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;
ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.
Согласно пункту 80 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования N 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования N 406.
Как указано выше, органом регулирования из состава необходимой валовой выручки при проведении корректировки тарифов ООО "КрасКом" 2018 года были исключены расходы, учтенные ранее в операционных расходах, то есть в базовом уровне операционных расходов, на основании анализа фактических данных, а также с учетом информации прокуратуры Центрального района города Красноярска.
Данный факт противоречит положениям пункта 33, 60, 73, 79(1) и 80 Основ ценообразования.
Вместе с тем, необходимо отметить, что решение об исключении излишне полученных доходов за 2016-2018 год, в части средств, формирующих операционные расходы, возможно только при принятии тарифных решений на следующий долгосрочный период регулирования, при условии анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО "КрасКом" за 2016-2018 годы, в том числе с целью выявления объективных причин недорасходования заложенных в тарифы 2016-2018 годов средств по тем или иным статьям затрат.
В связи с чем, в случае если при установлении тарифов на водоснабжение для ООО "КрасКом" на новый долгосрочный период регулирования вышеуказанные доходы не будут признаны экономией, учет которой предусмотрен пунктом 65 Основ ценообразования N 406, они должны быть исключены из НВВ ООО "КрасКом" на 2019 и последующие годы.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Красноярского края, нарушившей пункты 33, 60, 73, 79(1), 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, при усыновлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения ООО "КрасКом" на 2018 год;
2. Удовлетворить требования, изложенные в заявлении о разногласиях между Обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (исх. от 02.02.2018 N 9/6-7-10263/18-00 вх. от 05.02.2018 N 17515/18) и Региональной энергетической комиссией Красноярского края, с учетом уточнений требований от 12.04.2018.
3. Предписать Региональной энергетической комиссии Красноярского края в срок до 30 июня 2018 года (включительно) устранить нарушения действующего законодательства путем включения в НВВ по водоснабжению ООО "КрасКом" на 2018-2019 годы неправомерно исключенных расходов в сумме 112 859 тыс. руб. равными долями по годам с учетом мотивировочной части настоящего приказа;
4. В срок до 1 июля 2018 года (включительно) принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоснабжение для ООО "КрасКом" на 2018 год, с учетом положений пункта 3 настоящего приказа;
5. Об исполнении пункта 3 и 4 настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края проинформировать Федеральную антимонопольную службу в течение 10 рабочих дней с даты принятия, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Региональной энергетической комиссии Красноярского края, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по результатам пересмотра тарифов ООО "КрасКом" на 2018-2019 годы.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2018 г. N 642/18 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" и Региональной энергетической комиссией Красноярского края (водоснабжение)"
Текст приказа официально опубликован не был