Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее - Департамент) во исполнение поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 "б", касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, направляет для сведения и организации работы Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году.
Директор |
И.А. Черноскутова |
Методические рекомендации
по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году
Введение
Современная система среднего профессионального образования (далее - СПО) развивается в направлениях повышения доступности и качества подготовки профессиональных кадров, включая ориентацию на потребности экономики и социальной сферы, развитие инновационного сектора.
Подготовку кадров по программам СПО в Российской Федерации осуществляют более 3,5 тысяч профессиональных образовательных организаций и 380 организаций высшего образования. Общий контингент обучающихся СПО составил в 2017 году около 2,85 млн человек, при этом динамика приема на программы СПО в последние 3 года показывает устойчивый рост, что обусловило ежегодное увеличение контингента примерно на 10 тысяч человек.
В 2015 году Минтрудом России утвержден перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО - "ТОП-50" (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831).
В 2016 году совместно с объединениями работодателей и советами по профессиональным квалификациям разработаны и утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) по профессиям и специальностям ТОП-50, где учтены требования профессиональных и международных стандартов, переформатированы требования к результатам освоения образовательной программы, уточнены требования к педагогическим работникам, материально-технической базе образовательных организаций.
Для внедрения ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым, и перспективным профессиям и специальностям разработаны и размещены в федеральном реестре примерные основные образовательные программы.
В соответствии с новыми ФГОС в рамках государственной итоговой аттестации вводится демонстрационный экзамен.
Согласно данным федерального статистического наблюдения (форма N СПО-1), с 1 сентября 2017 г. во всех субъектах Российской Федерации реализуются образовательные программы по профессиям и специальностям ТОП-50.
Прием на указанные образовательные программы в Российской Федерации осуществили 1486 профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), 136 филиалов ПОО, 25 образовательных организаций высшего образования и 10 филиалов образовательных организаций высшего образования (всего 1657 образовательных организаций, реализующих программы СПО, или 36% от их общего количества). К 2020 году прогнозируется рост доли таких образовательных организаций до 50%.
В июне 2018 года около 1,3 тысяч выпускников по профессиям ТОП-50 завершили обучение и впервые проходят государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена.
В 2017 году проведена актуализация ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов. Прием по профессиям и специальностям в соответствии с актуализированными ФГОС СПО начнется с 1 сентября 2018 года.
Требование проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации закреплено во всех актуализированных ФГОС СПО.
Соответственно, государственная итоговая аттестация в виде демонстрационного экзамена будет внедряться поэтапно по мере актуализации ФГОС СПО.
При Департаменте государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее - Департамент) создана Координационная группа, включающая представителей Департамента, союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - союз), Центра развития профессионального образования ФГБОУ ВО "Московский политехнический университет", Главного информационно-аналитического центра ФГБОУ ВО "Московский технологический университет", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональных образовательных организаций.
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров в 2018 году в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 "б", касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривая в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Рекомендации предназначены для руководителей, педагогических работников организаций, реализующих в 2017/2018 учебном году основные программы СПО со сроком освоения 10 месяцев по профессиям ТОП-50, методических служб, работодателей, включенных в состав государственных экзаменационных комиссий по профессиям:
- 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ;
- 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
- 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;
- 15.01.32 Оператор станков с программным управлением;
- 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением;
- 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением;
- 15.01.36 Дефектоскопист;
- 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства;
- 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Государственная итоговая аттестация является элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества подготовки кадров по программам СПО и позволяет реализовать современные механизмы оценки профессиональных компетенций, определить направления совершенствования деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, на предмет соответствия требованиям работодателей и мировым образцам подготовки профессиональных кадров.
Общие подходы к организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО регулируются статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).
Итоговая аттестация, завершающая освоение профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом об образовании.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.
Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки, обучающихся государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и[или] аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если Федеральным законом об образовании не установлено иное.
К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.
2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N Пр-2582, пункт 2 "б": "обеспечить внедрение демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации".
2. Перечень поручений Президента Российской Федерации N Пр-580 по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Свердловскую область 6 марта 2018 г., пункт 1 "а": "с учетом ранее данных поручений обеспечить использование в системе среднего профессионального образования стандартов "Ворлдскиллс" как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров".
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
5. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
6. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования".
7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования".
8. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования".
9. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968".
10. Приказ Минобрнауки России от 17 ноября 2017 г. N 1138 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968".
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии (специальности).
12. Положение о стандартах Ворлдскиллс, утвержденное Правлением союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - союз) от 9 марта 2017 г., протокол N 1, с изменениями от 27 октября 2017 г., протокол N 12.
13. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн).
3. Нормативное регулирование проведения демонстрационного экзамена в ФГОС СПО по профессиям и специальностям
В статье 59 Федерального закона об образовании установлено, что целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Следовательно, ФГОС устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, по отношению к которым осуществляется оценка в рамках государственной итоговой аттестации.
В действующих ФГОС СПО закреплена форма проведения государственной итоговой аттестации, предусматривающая, в том числе, демонстрационный экзамен.
Так, в соответствии с ФГОС СПО из перечня ТОП-50 по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (за исключением ФГОС СПО профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки [наплавки]) государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. Эта норма сохранена в актуализированных ФГОС по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
В соответствии с ФГОС СПО из перечня ТОП-50 по программам подготовки специалистов среднего звена государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа [дипломный проект]).
По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
По специальностям из перечня актуализированных в 2018 году ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и(или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы.
4. Особенности выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена в 2018 году по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии при решении конкретных задач, а также определению уровня готовности выпускника к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности.
В соответствии с ФГОС СПО по профессиям ТОП-50 выпускная квалификационная работа выполняется в виде демонстрационного экзамена, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе формулирования своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Для подготовки выпускной квалификационной работы каждому обучающемуся назначаются руководитель и, при необходимости, консультанты.
Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляются распорядительным актом образовательной организации.
5. Разработка программы государственной итоговой аттестации
Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам определяются и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
При этом программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Исходя из требований нормативных документов рекомендуемая структура программы государственной итоговой аттестации должна включать следующие положения:
- пояснительная записка;
- цели и задачи государственной итоговой аттестации;
- формы государственной итоговой аттестации;
- тематика выпускных квалификационный работ по обозначенной профессии, специальности;
- связь с профессиональными стандартами и компетенциями "Ворлдскиллс Россия";
- требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ;
- критерии оценки знаний;
- описание задания демонстрационного экзамена и критериев оценки.
6. Создание государственных экзаменационных комиссий
Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО осуществляется образовательными организациями.
Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации студентов.
В целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе СПО, реализуемой образовательной организацией.
Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза.
Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.
Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) органом местного самоуправления муниципального района и городского округа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого соответственно находится образовательная организация, по представлению образовательной организации.
Председатель государственной экзаменационной комиссии частной образовательной организации утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, на территории которого находится частная образовательная организация, по представлению частной образовательной организации.
Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
- руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
- представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
Руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.
Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.
Для проведения демонстрационного экзамена при государственной экзаменационной комиссии образовательная организация может создавать экспертную группу, которую возглавляет главный эксперт для организации оценивания выполнения студентами заданий демонстрационного экзамена.
Количество экспертов и состав экспертной группы определяются образовательной организацией на основе условий, определенных заданием.
При соблюдении требований к председателю государственной экзаменационной комиссии председателем государственной экзаменационной комиссии может назначаться главный эксперт, определенный союзом.
7. Задания демонстрационного экзамена
Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом.
Для оценки результатов освоения образовательных программ с учетом оценочных материалов союза могут применяться: Положение о стандартах Ворлдскиллс, нормативные документы международной организации WorldSkills International, технические описания компетенций и другие материалы, разработанные союзом.
На 2018 год союзом разработаны задания демонстрационного экзамена по 13 компетенциям, соответствующим профессиям ТОП-50, указанным в разделе 1 настоящих рекомендаций.
Задание представляет собой описание содержания работ, выполняемых в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ. В нем даны описание задания по модулям, включая эскизы и чертежи; сведения о материалах, оборудовании и инструментах, применяемых при выполнении работ. Оборудование дается с определением технических характеристик без указания конкретных марок и производителей. В задание включен также план застройки площадки.
Разработанные союзом задания размещаются в открытом доступе на сайте http://worldskills.ru за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации и рекомендуются к использованию при разработке контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования.
Выбор задания осуществляется образовательной организацией самостоятельно на основе анализа соответствия содержания задания по компетенции Ворлдскиллс задаче оценки освоения образовательной программы по конкретной профессии (специальности). При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования (далее - ФУМО СПО) с привлечением экспертов союза и работодателей разработаны примерные задания (контрольно-измерительные материалы) для демонстрационного экзамена по девяти профессиям, которые размещены в открытом доступе на официальном портале ФУМО СПО www.fumo-spo.ru, на официальном сайте Центра развития профессионального образования www.crpo-mpu.com и предлагаются для использования образовательными организациями при разработке программы проведения государственной итоговой аттестации.
8. Организация процедуры демонстрационного экзамена
Длительность проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО определяется федеральным государственным образовательным стандартом. Часы учебного плана (календарного графика), отводимые на государственную итоговую аттестацию, определяются применительно к нагрузке обучающегося.
Образовательные организации контролируют реализацию процедур демонстрационного экзамена как части образовательной программы, в том числе выполнение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, соответствие санитарным нормам и правилам.
Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена.
Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
9. Методика оценивания результатов выпускной квалификационной работы
Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.
Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.
В случае, когда за выполнение задания демонстрационного экзамена студенту начисляются баллы не в традиционной пятибалльной системе, необходимо осуществить перевод полученного количества баллов в оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
При этом общее максимальное количество баллов за выполнение задания демонстрационного экзамена одним студентом, распределяемое между модулями задания, принимается за 100%. По итогам выполнения задания баллы, полученные студентом, переводятся в проценты выполнения задания.
Перевод результатов, полученных за демонстрационный экзамен, в оценку по пятибалльной шкале рекомендуется проводить исходя из полноты и качества выполнения задания. Перевод баллов может быть осуществлен на основе данных, представленных в таблице.
Таблица
|
Максимальный балл |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Задание |
Сумма максимальных баллов по модулям задания |
0 - 19,99% |
20 - 39,99% |
40 - 69,99% |
70,00 - 100,00% |
Образовательная организация вправе разработать иную методику перевода или дополнить предложенную. Применяемая методика должна быть закреплена локальными актами образовательной организации.
Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией "WorldSkills International", осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки "отлично" по демонстрационному экзамену. При этом студенты, претендующие на учет их результатов в упомянутых конкурсных мероприятиях как результата демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации, должны обучаться по программе СПО в образовательной организации, не иметь академической задолженности и быть допущенными к государственной итоговой аттестации.
Условием учета результатов, полученных в конкурсных процедурах, также является признанное образовательной организацией содержательное соответствие компетенции Ворлдскиллс, по которой студент является победителем или призером, и образовательной программы, которую он осваивает.
10. Требования к организации проведения демонстрационного экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при завершении обучения в профессиональных образовательных организациях сдают демонстрационный экзамен с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких выпускников.
При проведении демонстрационного экзамена обеспечивается соблюдение требований, закрепленных в статье 79 "Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" Федерального закона об образовании и пункте V Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 [с изменениями от 17 ноября 2017 г.]), определяющем Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При проведении демонстрационного экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимо предусмотреть возможность увеличения времени, отведенного на выполнение задания, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
11. Заключительные положения
Государственная итоговая аттестация выпускников завершается выдачей документа государственного образца об уровне среднего профессионального образования по профессии с присвоением квалификации по образованию.
Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании.
На основании решения государственной экзаменационной комиссии лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации (диплом с приложением к нему). Процедура оформления и выдачи дипломов по итогам освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в срок не более 10 дней с момента завершения государственной итоговой аттестации и издания приказа об отчислении.
Выпускнику, прошедшему процедуры демонстрационного экзамена с применением оценочных материалов, разработанных союзом, выдается паспорт компетенций ("Скиллс паспорт"), подтверждающий его результат, выраженный в баллах.
По результатам государственной аттестации, в том числе проводимой в виде демонстрационного экзамена, выпускник, участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и(или) несогласии с ее результатами.
Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2018 г. N 06-1090 "О методических рекомендациях"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июль 2018 г., N 14, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2018 г., N 24