В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением ОАО "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК", Заявитель, регулируемая организация) от 26.02.2018 N 33-1-02/314 (вх. от 27.02.2018 N 29812/18) об отмене решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 28.11.2017 N КТ-3-1751/2017 о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г. в рамках долгосрочного периода регулирования на 2015-2019 гг. для ОАО "Объединенная энергетическая компания" (далее - Заявление об отмене) ФАС России установлено следующее.
В рамках рассмотрения заявления от 23.03.2018 N 33-1-03/450 (вх. от 26.03.2018 N 44382/18) об установлении тарифов нa услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "ОЭК" по национальной (общероссийской) электрической сети, ФАС России были направлены запросы в адрес АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") (запрос от 04.04.2018 N ВК/23386/18) и ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (запрос от 04.04.2018 N ВК/23357/18) в части наличия (отсутствия) у ПС 220 кВ Ручьи общих с Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) технологических систем.
ФАС России установлено, что объекты электросетевого оборудования, используемые ОАО "ОЭК" для передачи электрической энергии, находящиеся на праве собственности, относятся к объектам пристанционного оборудования Северной ТЭЦ-21 филиала "Невский" ПС 220 кВ Ручьи, и на данный момент сохраняется технологическая зависимость объекта электросетевого хозяйства ОАО "ОЭК" ПС 220 кВ Ручьи от объекта по производству электрической энергии (мощности) Северная ТЭЦ (ТЭЦ-21) в части организации связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления.
Статьей 14 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) на АО "Системный оператор Единой энергетической системы" возложена обязанность по участию в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России.
В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Для проверки информации, представленной территориальными сетевыми организациями, регулирующие органы вправе обратиться с письменным запросом к системному оператору и в совет рынка для получения заключения о таких объектах электросетевого хозяйства.
АО "СО ЕЭС" в письме от 06.04.2018 N Г41-1-2-19-3891 был представлен анализ наличия (отсутствия) у ОРУ-220 кВ и ОРУ-ПО, кВ ПС 220 кВ Ручьи общих технологических систем с Северной ТЭЦ.
В указанном анализе АО "СО ЕЭС" было установлено следующее:
1) в части организации связи для осуществления оперативных переговоров ПС 220 кВ Ручьи с диспетчерским центром Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ:
Для осуществления оперативных переговоров (передача голосовых диспетчерских команд, разрешений и оперативных сообщений) между диспетчерским персоналом Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ и оперативным персоналом ПС 220 кВ Ручьи используются два (основной и резервный) канала голосовой связи. Основной канал для оперативных переговоров "ДК осн ПС 220 кВ Ручьи" проходит через АТС Меридиан-1 ПС (Дисп) Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21), каналообразующее оборудование Mainstreet3600 и UMUX1500 и, далее, через транзитные узлы сети ПАО "ТГК-1" на узел доступа к сети АО "СО ЕЭС". Резервный канал для оперативных переговоров "ДК рез ПС 220 кВ Ручьи" проходит через АТС Меридиан-1 ПС (Дисп) Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21), каналообразующее оборудование Mainstreet3600 и, далее, на узел доступа к сети АО "СО ЕЭС" (на схеме обозначен "ЭС-2 ЦТЭЦ"). Основной и резервный каналы поступают на оборудование АО "СО ЕЭС" в общих с каналами Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) цифровых потоках.
АТС Меридиан-1 ПС (Дисп) и каналообразующее оборудование Mainstreet3600 и UMUX1500 размещены в помещениях Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и являются единым (общим) оборудованием для осуществления оперативных переговоров между диспетчерским персоналом Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ и оперативным персоналом Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и ПС 220 кВ Ручьи.
2) в части системы сбора и передачи телеметрической информации от ПС 220 кВ Ручьи в Филиал АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ.
Для передачи телеметрической информации в диспетчерский центр Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ с Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и ПС 220 кВ Ручьи используются два (основной и резервный) канала связи, выполненных по схеме "точка-точка".
Система сбора и передачи телеметрической информации ПС 220 кВ Ручьи организована на устройствах сбора и передачи данных (далее - УСПД) марки RTU325. С головного УСПД ПС 220 кВ Ручьи передача данных осуществляется на головное УСПД RTU325 Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21). Далее через маршрутизатор Cisco 871 собранные данные, обозначенные на схеме "ТМ МЭК-104 осн ПС 220 кВ Ручьи" и "ТМ МЭК-104 рез ПС 220 кВ Ручьи" передаются по двум географически разнесённым каналам в диспетчерский центр Филиала АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ. Основной канал "ТМ МЭК-104 осн ПС 220 кВ Ручьи" проходит через оборудование CISCO 3400 - UMUX 1500 и, далее, через транзитные узлы сети ПАО "TГК-1" на узел доступа к сети . Резервный канал "ТМ МЭК-104 рез ПС 220 кВ Ручьи" проходит через оборудование CISCO 3400 - Cisco 7604 и, далее, через транзитные узлы сети ПАО "ТГК-1", на узел доступа к сети АО "СО ЕЭС".
Головное УСПД RTU325, маршрутизатор Cisco 871, каналообразующее оборудование Cisco 3400, Cisco 7604, Mainstreet3600 и UMUX1500 размещены в помещениях Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и являлся единым (общим) оборудованием для передачи в диспетчерские центры АО "СО ЕЭС" телеметрической информации Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) и ПС 220 кВ Ручьи.
Из вышеуказанного следует, что оперативные переговоры (передача голосовых диспетчерских команд, разрешений и оперативных сообщений) между диспетчерским персоналом Филиала АО "СО EЭС" Ленинградское РДУ и оперативным персоналом ПС 220 кВ Ручьи фактически осуществляются по маршруту "ПС 220 кВ Ручьи - главный щит управления Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) - Филиал АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ". передача телеметрической информации с ПС 220 кВ Ручьи фактически происходит по маршруту "ПС 220 кВ Ручьи - главный щит управления Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) - Филиал АО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ".
По мнению АО "СО ЕЭС", выделение из состава имущественного комплекса электростанции объекта электросетевого хозяйства (объекта электроэнергетики) для его эксплуатации в качестве самостоятельного объекта возможно исключительно при условии, что такой выделенный объект представляет собой обособленный производственно-технологический комплекс, отвечающий требованиям нормативных правовых актов, и при условии проектной проработки и реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих преобразование такого объекта в технологически независимый объект электроэнергетики.
ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" по запросу ФАС России также подтверждено наличие действующего договора от 31.08.2016 N 31-16/3 о передаче диспетчерской информации с ПС 220 кВ Ручьи в филиал ОАО "СО ЕЭС" Ленинградское РДУ, эксплуатации и техническом обслуживании Системы обмена технологической информацией с автоматизированной информационной системой системного оператора (СОТИ ССО) ПС 220 кВ Ручьи ПАО "Территориальной генерирующей компанией N 1".
По результатам анализа представленных данных, установлено, что пристанционное оборудование ПС 220 кВ Ручьи (распределительные устройства) является неотъемлемой составной частью электростанций Северной ТЭЦ-21.
Указанный факт также установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-224618/17 по заявлению ОАО "ОЭК" к ФАС России.
В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.201# N 1178 (далее - Правила государственного регулирования тарифов), основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства., является её соответствие критериям отнесения к территориальным сетевым организациям.
Из системного толкования пункта 81(6) Основ ценообразования и пункта 6 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии ТСО), следует, что органам регулирования при рассмотрении вопросов о соответствии сетевых организаций Критериям ТСО не следует учитывать находящиеся на праве владения или пользования, в том числе на праве собственности, объекты пристанционного оборудования электростанций.
Данные действия органа регулирования направлены на исключение необоснованных расходов регулируемой организации поскольку, выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, в связи с выявленным несоответствием ОАО "ОЭК" критериям отнесения к территориальным сетевым организациям и невозможностью осуществления ОАО "ОЭК" регулируемой деятельности, у ЛенРТК не имелось оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "ОЭК".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Объединенная энергетическая компания" от 26.02.2018 N 33-1-02/314 (вх. от 27.02.2018 N 29812/18) об отмене решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.11.2017 N КТ-3-1751/2017 о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г. в рамках долгосрочного периода регулирования на 2015-2019 гг. для ОАО "Объединенная энергетическая компания", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2018 г. N 996/18 "Об отсутствии оснований для отмены решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.11.2017 N КТ-3-1751/2017 о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г. в рамках долгосрочного периода регулирования на 2015-2019 гг. для ОАО "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК")"
Текст приказа официально опубликован не был