Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N 50-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Омской региональной общественной организации "Русско-Славянский Национальный Союз" на решение Омского областного суда от 27 февраля 2018 года об удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о ликвидации региональной общественной организации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Омской региональной общественной организации "Русско-Славянский Национальный Союз" (РСНС), ссылаясь на то, что организация на протяжении длительного периода осуществляет свою деятельность с нарушением федерального законодательства, а именно: в организации не сформированы и не действуют коллегиальные органы управления, не принимаются решения, без которых организация не может продолжать свою деятельность; не опубликованы отчеты об использовании имущества за 2013-2014 годы и не обеспечена доступность ознакомления с указанными отчетами; организация не представила в Управление документы о внесении изменений об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части изменения сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Кроме того, административным истцом указано на недостоверность сведений о наименовании организации, содержащихся в ЕГРЮЛ и противоречие законодательству Российской Федерации отдельных положений Устава организации.
Решением Омского областного суда от 27 февраля 2018 года административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворено. Ликвидирована Омская региональная общественная организация "Русско-Славянский Национальный Союз" (РСНС) с исключением организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьёй 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчёты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней с момента таких изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 44 данного федерального закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50 процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с пунктами 4.1-4.7 Устава Омской региональной общественной организации "Русско-Славянский Национальный Союз" высшим органом организации является собрание, правление - постоянно действующий руководящий орган, а также председатель организации, избираемый на два года общим собранием организации. При этом избрание председателя организации относится к исключительной компетенции общего собрания.
Как следует из материалов дела, 4 октября 2002 года УФНС России по Омской области в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Омской региональной общественной организации "Русско-Славянский Национальный Союз" (РСНС).
На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 26 октября 2016 года N 1087-р Управлением проведена плановая документарная проверка организации, в ходе которой установлено, что в 2013-2015 годах в состав правления организации входило два человека - Дмитриев В.П. (председатель) и Дорофеева С.Г. (член правления).
Вместе с тем на момент проведения проверки в состав организации входил один человек - председатель организации Дмитриев В.П., сведений о выходе из состава членов организации Дорофеевой С.Г. не представлено. Из истребованной судом первой инстанции записи акта о смерти следует, что Дорофеева С.Г. умерла 4 сентября 2016 года.
Судом установлено, что все руководящие органы в организации представлены в одном лице - председателя организации Дмитриева В.П., а с 5 сентября 2016 года членство в общественной организации сохранено лишь указанным лицом.
Проанализировав положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на протяжении значительного периода РСНС осуществляет свою деятельность с нарушением принципа образования и деятельности общественной организации, не основано на членстве добровольного объединения граждан, созданного для совместной деятельности, для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Отсутствие в общественной организации членов, за исключением Дмитриева В.П. не позволяет сформировать органы управления организации и осуществлять деятельность в установленном законом и Уставом порядке. Приведенные обстоятельства, как верно указал суд, свидетельствуют о допущенных организацией грубых нарушениях порядка формирования органов управления организации, что является неустранимым и достаточным основанием для ликвидации организации в соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Кроме того, судом установлено, что в нарушение требований статьи 29 данного федерального закона организацией не опубликовывались отчеты об использовании имущества за 2013-2014 годы, доступность ознакомления с отчётами не обеспечена, что подтверждено актами проверки N 57 от 12 декабря 2016 года, N 46 от 16 ноября 2017 года.
Также изменив фактическое место нахождения организации: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 9 (данные из ЕГРЮЛ) на г. Омск, ул. Осоавиахимовская, д. 2, кв. 34, организация не информировала об этом орган, принявший решение её о государственной регистрации, что также отнесено к числу грубых нарушений порядка осуществления деятельности организации, установленного приведённой выше статьёй Федерального закона "Об общественных организациях".
При таких данных суд пришёл к правильному выводу о том, что Омская региональная общественная организацией "Русско-Славянский Национальный Союз" допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, и в силу абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных организациях" являются основанием для её ликвидации.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Омского областного суда от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Омской региональной общественной организации "Русско-Славянский Национальный Союз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N 50-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был