Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 44-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе по апелляционной жалобе Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района на решение Пермского краевого суда от 12 февраля 2018 года о признании недействующим пункта 4 решения Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 августа 2017 года N 30 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 февраля 2010 года N 10 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Ленинском сельском поселении Кудымкарского муниципального района" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
18 февраля 2010 года Советом депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района принято решение N 10 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Ленинском сельском поселении Кудымкарского муниципального района".
Согласно абзацу первому части 1 статьи 4 названного решения лицу, замещавшему выборную муниципальную должность в муниципальном образовании Ленинское сельское поселение при исполнении им на постоянной основе одного полного срока полномочий, устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов его месячного денежного содержания (вознаграждения), определённого в соответствии со статьёй 5 данного решения, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.
В соответствии с абзацем четвёртым части 1 этой же статьи полным сроком полномочий считается исполнение лицом, замещавшим выборную муниципальную должность на постоянной основе в представительном органе, не менее 90 процентов одного полного срока полномочий представительного органа в соответствии с Уставом муниципального образования. При этом срок полномочий главы сельского поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения согласно Уставу Ленинского сельского поселения составляет пять лет.
Решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 августа 2017 года N 30 в названное выше решение внесены изменения.
Согласно пункту 1.2 Изменений абзац первый части 1 статьи 4 изложен в новой редакции: "1. Пенсия за выслугу лет устанавливается лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе не менее пяти лет, если иное не установлено настоящим решением".
А в силу пункта 4 Изменений указанное решение вступает в силу после его официального опубликования в газете "Ильвенский край" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Гуляева З.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 4 решения Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 августа 2017 года N 30 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 февраля 2010 года N 10 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Ленинском сельском поселении Кудымкарского муниципального района" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года", ссылаясь на придание решению обратной силы, нарушающее права административного истца на пенсию за выслугу лет.
В подтверждение нарушенных прав указывала на факт отказа в назначении ей пенсии за выслугу лет на основании данного правового регулирования.
Решением Пермского краевого суда от 12 февраля 2018 года административное исковое заявление Гуляевой З.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы представлены возражения участвующим в деле прокурором и Гуляевой З.А.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает судебный акт о признании не действующим пункта 4 решения Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 августа 2017 года N 30 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 18 февраля 2010 года "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Ленинском сельском поселении Кудымкарского муниципального района" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года", не подлежащим отмене.
Признавая недействующим оспариваемое положение, суд обоснованно исходил из того, что, по общему правилу, нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие нормативного правового акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции о признании недействующим оспариваемого положения, Судебная коллегия вместе с тем находит ошибочными выводы суда первой инстанции, сводящиеся к тому, что условия назначения пенсии за выслугу лет, изменённые в сторону увеличения срока замещения муниципальной должности на постоянной основе, которым должен соответствовать заявитель, ухудшают его положение.
Сопоставительный анализ решения Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в Ленинском сельском поселении Кудымкарского муниципального района в первоначальной его редакции с последующими изменениями позволяет сделать вывод о том, что замена слов "полный срок полномочий" на слова "не менее пяти лет" смысла предыдущей редакции не меняют, и не лишают права лиц, замещавших выборные муниципальные должности в муниципальном образовании "Ленинское сельское поселение" на постоянной основе в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции от 19 сентября 2009 года N 196-ФЗ, действовавший в период избрания в октябре) полный срок полномочий, на пенсию за выслугу лет.
В силу частей 2 и 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Пункт 3 статьи 29 Устава Ленинского сельского поселения в редакции от 2015 года гласит, что полномочия главы поселения начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.
Полным сроком полномочий в силу положений статей 8 и 81.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей за 90 дней до даты окончания срока полномочий Гуляевой З.А.) следует считать срок полномочий с момента вступления главы поселения в должность и до истечения срока полномочий в соответствии с положениями законодательства.
Из материалов дела усматривается, что срок, на который была избрана Гуляева З.А. как выборное должностное лицо местного самоуправления, составил не менее 5 лет. То обстоятельство, что фактический срок её полномочий составил в календарном исчислении менее 5 лет, не свидетельствует о том, что Гуляева З.А. замещала выборную муниципальную должность на постоянной основе неполный срок полномочий, поскольку продолжение деятельности на выборной муниципальной должности зависит не только от лица, претендующего на её замещение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 июля 2015 года N 18-П по делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации, нормативно установленный и реальный (фактический) срок полномочий могут не совпадать.
Принимая во внимание, что ошибочный вывод суда о нарушении прав административного истца не влияет на отмену правильного по сути судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Совета депутатов Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 44-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был