Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев приказ Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э "Об установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" для заявителей ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетникова Елена Викторовна, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ", установила:
В ФАС России письмом Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 22 июня 2018 г. N 57-05-4469/18 направлены копии приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э "Об установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" для заявителей ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетникова Елена Викторовна, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ", которым утвержден размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" энергопринимающих устройств заявителей ООО "Европа Девелопмент" в сумме 275 744 097,99 рублей (без учета НДС), Решетниковой Елены Викторовны в сумме 52 090 844,23 рублей (без учета НДС), ООО "Роспроект" в сумме 59 152 772,14 рублей (без учета НДС), АО "НЭСК-электросети" в сумме 106 367 481,26 рублей (без НДС), 20 281 944,86 рублей (без НДС) и 94 924 028,88 рублей (без НДС) 143 328 112,11 рублей (без НДС), 43 097 762,18 рублей (без НДС), 102 384 784,23 рублей (без НДС), 102 384 784,23 рублей (без НДС) и 117 654 112,14 рублей (без НДС), ООО "АКСОЙ" в сумме 52 441 780,26 рублей (без НДС), выписки из протокола N 18 заседания правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, экспертного заключения N 44-Э Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края по экономическому обоснованию размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" энергоустановок заявителей ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетниковой Елены Викторовны, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ" (ПС 110/35/10 кВ "Елизаветинская"), заявок юридического лица или индивидуального предпринимателя, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 670 кВт ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", ООО "Роспроект", заявок NN 176, 177, 178 и 180 от 25.04.2013 на технологическое присоединение электроустановок сетевой организации ОАО "НЭСК-электросети" к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго", заявки N 100 от 09.12.2014 юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, ОАО "НЭСК-электросети", заявок NN 187, 188 от 14.10.2015, N 072 от 26.07.2016 (с приложением) юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" энергопринимающих устройств АО "НЭСК-электросети", заявки физического лица в целях технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 кВт (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) Решетниковой Елены Викторовны, заявки юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" энергопринимающих устройств ООО "АКСОЙ", индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" N 301-3/161 от 2013 г., выданных ООО "Европа Девелопмент", и изменений к ним от 14.08.2015, индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" N ИА-03/0050-14 от 2014 г., индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" филиал Краснодарские электрические сети N 76-2015-К, выданных Решетниковой Елене Викторовне, индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" N ИА-03/0084-14 от 2014 г., выданных ООО "Роспроект", и изменений к ним от 14.08.2015, индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" филиал Краснодарский электрические сети NN 91-2015-К, выданных АО "НЭСК-электросети" и изменений к ним, индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" филиал Краснодарские электрические сети N 03-2014-К, выданных АО "НЭСК-электросети", и изменений к ним, индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" NN 301-3/139, 301-3/138, 301-3/137, выданных АО "НЭСК-электросети", и изменений к ним от 14.08.2015, индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" филиал ПАО "Кубаньэнерго" Краснодарские Электрические Сети NN 03-06/0847-15, 03-06/0939-15, выданных АО "НЭСК-электросети", индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" N ИА-03/0090-16 от 2016 г., выданных АО "НЭСК-электросети", индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" филиал ПАО "Кубаньэнерго" Краснодарские электрические сети, выданных ООО "АКСОЙ" (далее - Технические условия, выданные ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетниковой Елене Викторовне, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ").
В выписке из протокола N 18 заседания Правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. отражено следующее: "В соответствии с разделом III Правил технологического присоединения, критерии наличия технической возможности технологического присоединения отсутствуют, в районе местоположения заявителя имеется закрытый центр питания ПС 35/10 кВ "Елизаветинская", а, следовательно, в таком случае присоединение осуществляется по индивидуальному проекту (строка 132 сведений о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности на 31.12.2017 г.). Следовательно, присоединение осуществляется по индивидуальному проекту".
В числе мероприятий, выполняемых сетевой организацией, в Технических условиях, выданных ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетниковой Елене Викторовне, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ", перечислены:
1. Проектирование и строительство новой ПС 110/10 кВ "Елизаветинская" с установкой двух силовых трансформаторов Т-1 и Т-2 напряжением 110/10 кВ с устройством РПН и микропроцессорными регуляторами напряжения (п. 11.1).
2. Проектируемую ПС 110/10 кВ "Елизаветинская" включить от разных секций шин 110 кВ проектируемой ПС 220 кВ "Западный обход", для чего необходимо запроектировать и построить две BЛ-110 кВ от проектируемой ПС 220 кВ "Западный обход" до проектируемой ПС 110/10 кВ "Елизаветинская" (п. 11.5, п. 11.6, п. 11.7, п. 10.1, п. 10.5).
Расходы на каждое из перечисленных мероприятий учтены регулирующим органом в плате за технологическое присоединение как мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств.
Как следует из представленных копии приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э, выписки из протокола N 18 заседания Правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г., Технических условий, выданных ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетниковой Елене Викторовне, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ", технологическое присоединение объектов ПАО "Кубаньэнерго" к электрическим сетям иной сетевой организации в связи с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетниковой Елены Викторовны, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ" также не осуществляется.
Мероприятия по развитию существующей электрической сети, расходы на реализацию которых не могут учитываться в плате за технологическое присоединение, а подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, отсутствуют. Приказ Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э и выписка из протокола N 18 заседания Правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. информацию о величине таких расходов не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в соответствии со статьями 24 и 29.2 Закона об электроэнергетике.
Согласно части 1 статьи 29.1 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательствам Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Положение устанавливает в том числе порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).
В соответствии с пунктом 3 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении:
установления и (или) применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (подпункт "а");
регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики (подпункт "в").
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в коммунальном комплексе, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - систематическое наблюдение и анализ) (подпункт "б");
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (подпункт "г").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 30 Положения в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) осуществляется отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения, а также принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принятых ими с нарушением законодательства Российский Федерации решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (при осуществлении федерального государственного контроля (надзора)).
В соответствии с пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 123 (далее - Правила отмены решений), федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 Правил отмены решений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "3 марта 2004 г."
Согласно пункту 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В соответствии с пунктом 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил технологического присоединения критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Пунктом 30 Правил технологического присоединения установлено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил технологического присоединения.
Как следует из приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э, выписки из протокола N 18 заседания Правления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г., технологическое присоединение осуществляется от секций шин 110 кВ проектируемой ПС 220 кВ "Западный обход" путем строительства две BЛ-110 кВ от проектируемой ПС 220 кВ "Западный обход" до проектируемой ПС 110/10 кВ "Елизаветинская", строительства новой ПС 110/10 кВ "Елизаветинская" с установкой двух силовых Трансформаторов Т-1 и Т-2 напряжением 110/10 кВ с устройством РПН и микропроцессорными регуляторами напряжения, строительства иных объектов электросетевого хозяйства до энергопринимающих устройств (электрических сетей) заявителей.
Ограничений на максимальную мощность ГЦС 220 кВ "Западный обход", к которой осуществляется технологическое присоединение, при рассмотрении вопроса об установлении платы за технологическое присоединение не установлено.
Необходимость реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителей также отсутствует.
Таким образом, с учетом соблюдения критериев наличия технической возможности при осуществлении технологического присоединения от ПС 220 кВ "Западный обход" путем строительства объектов "последней мили" (две ВЛ-110 кВ от проектируемой ПС 220 кВ "Западный обход" до проектируемой ПС 110/10 кВ "Елизаветинская", новая ПС 110/10 кВ "Елизаветинская", иные объекты электросетевого хозяйства до энергопринимающих устройств (электрических сетей) заявителей) оснований для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не усматривается.
Пунктом 40 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. N 1135/17, предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований, предусмотренных главой III Правил технологического присоединения.
Установив плату за технологическое присоединение в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 30 Правил технологического присоединения, Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края вышла за пределы своих полномочий.
Учитывая изложенное, в соответствии с Правилами отмены решений приказываю:
1. Отменить приказ Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э "Об установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" для заявителей ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетникова Елена Викторовна, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Временно исполняющий |
В.Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2018 г. N 1003/18 "Об отмене приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 3 мая 2018 г. N 34/2018-э "Об установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" для заявителей ООО "Европа Девелопмент", ООО "Электротранзит", Решетникова Елена Викторовна, ООО "Роспроект", АО "НЭСК-электросети", ООО "АКСОЙ"
Настоящий приказ вступает в силу с 17 июля 2018 г.
Текст приказа официально опубликован не был