Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается упразднить способ избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, установив тем самым единственно возможный способ избрания на указанную должность депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и, следовательно, исключить возможность самостоятельного определения субъектом Российской Федерации способа избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Права каждого гражданина иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 10-П).
Вместе с тем возможность законодательного установления различных способов замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в зависимости от социально-исторического контекста, и, соответственно, возможность различных форм участия в указанной процедуре как субъектов публичной власти, в частности Президента Российской Федерации и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, так и граждан Российской Федерации, подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 2012 г. N 32-П.
Таким образом, предлагаемое законопроектом императивное определение способа избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исключающее предоставление гражданам Российской Федерации, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации, возможности непосредственной реализации своих избирательных прав, противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации и не соотносится с принципами конституционного федерализма (в части самостоятельного определения субъектами Российской Федерации структуры и порядка формирования (избрания) органов государственной власти).
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 апреля 2018 г. N 2598п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 282954-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях", внесенный депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым"
Текст письма официально опубликован не был