Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СУ-2А" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, аукционной комиссией ФГБОУ ВО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Многофункциональный корпус по адресу: г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, строен. 5" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (номер извещения 0373100037618000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в частности описание товаров используемых при выполнении работ по реконструкции объекта.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 718 605 560 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -16.07.2018.
1. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в частности описание товаров, используемых при выполнении работ по реконструкции объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что к товару "Щебень из гравия" Заказчиком неправомерно установлены следующие показатели: "марка и фракция щебня", поскольку указанные характеристики отсутствуют в ГОСТ 33051-2014.
Пунктом 1 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Щебень из гравия" установлены, в том числе следующие характеристики: "марка 600мм, фракция 5(3)-10мм, соответствие ГОСТ 33051-2014 от 01.06.2016 г".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные характеристики установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также являются показателями, с помощью которых Заказчик оценивает качество товара, который используется при выполнении работ в рамках объекта закупки, а также установленные характеристики товаров не противоречат положениям ГОСТ 33051-2014.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком характеристики по вышеуказанному товару не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
Также, из жалобы Заявителя следует, что при формировании заявки на участие в Аукционе не установлен порядок предоставления сведений о показателях товаров в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" с учетом иных положений инструкции по заполнению заявок на участие в закупке.
Пунктом 37 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Штукатурка" установлены, в том числе следующие характеристики: "представляют собой раму с установленным и в нее подвижными жалюзи которые должны регулироваться с помощью демпфера (ручки), которые препятствуют проникновению атмосферных осадков с улицы".
Пунктом 70 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Покрытие напольное ламинированное" установлены, в том числе следующие характеристики: "Изменения внешнего вида покрытия не допускаются".
Пунктом 253 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Щебень из природного камня для строительных работ" установлены, в том числе следующие характеристики: "Фракция свыше 10 до 20мм".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе следующее: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. следующие слова (с учетом всех форм слов): "не менее", "менее", "не более", "более", "должен", "должен быть", "превышает", "не превышает", "больше", "не больше", "меньше" "свыше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "от", "до", "не ранее", "ранее", "не темнее", "темнее", "не позднее", "позднее", "не меньше" и их производные, то есть должны быть конкретными, за исключение случаев, когда значение показателя не имеет конкретное значение (например, фракция материала)".
При этом, по мнению Заявителя установленные требования к показателям в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" противоречат положениям Инструкции, что препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в закупке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Инструкция имеет ряд исключений, например, предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "от", "до", и их производные, то есть должны быть конкретными, за исключением случаев, когда значение показателя не имеет конкретное значение (например, фракция материала), а также в вышеуказанном положении Инструкции отсутствует словосочетание "не допускается".
Кроме того, в соответствии с положениями инструкции значения, стоящие в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться", независимо от используемых символов, считаются конкретными и не должны изменяться.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком показатели в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" противоречат положениям Инструкции, что препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в закупке, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 13.1. информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к используемым при выполнении работ товарам, в отношении которых предоставляются сведения в первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержатся в Приложении N 1 к Техническому заданию раздела IV документации об аукционе "Описание объекта закупки".
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "песок природный для строительных работ, модуль крупности 1,1 3,0; бетон, группа цемента по эффективности пропаривания "1" "3"; бетон тяжелый, наибольшая крупность заполнителя 20; песок природный для строительных работ для устройства подстилающего, истинная плотность зерен 2,0 2,8" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии также установлено, что ГОСТ 30245-2003 утратил силу в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.11.2015 N 1696-СТ, в связи с чем, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров вышеуказанному ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СУ-2А" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 04.07.2018 N 18/44/105/792, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 04.07.2018 N 18/44/105/792 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2018 г. N 18/44/105/785 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был