Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе, рассмотрев жалобу ООО "Специализированная организация "Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Конкурсная комиссия), Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертно-аналитическому и консультационному сопровождению разработки проекта научно-технического прогноза развития отраслей производства средств производства по направлениям горно-шахтное, металлургическое и подъемно-транспортное оборудование, Шифр "ТТ ПСП" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009518000163) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).
2. При проведении Конкурса имеются признаки наличия сговора между Заказчиком и ООО "Бизнес Решения" (далее - Победитель).
3. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема"
(далее - Показатель N 3) нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 31.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 13 000 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.06.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.06.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, из которых 3 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
7) победителем Конкурса признано ООО "Бизнес Решения" с предложением о цене контракта 12 990 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по Критерию N 2.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Согласно Конкурсной документации участнику закупки необходимо представить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с Формой 4.2 "Предложения участника закупки по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя содержит Форму 4.2, которая содержит в себе, в том числе, предложение в отношении другого объекта закупки и Конкурсной комиссией было принято решение о признании заявки Заявителя соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии по принятию решения о соответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации, а также по оценке предложения в отношении объекта закупки Заявителя противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, при проведении Конкурса имеются признаки наличия сговора между Заказчиком и ООО "Бизнес Решения" (далее - Победитель), что содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя о наличии сговора между Заказчиком и Победителем не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 3 Критерия N 3.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок - 01.06.2018. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения Конкурсной документации подана в ФАС России 29.06.2018 (вх. от 29.06.2018 N 103810-ЭП/18), то есть по истечению срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
4. Согласно пункту 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 9 Информационной карты Конкурсной документации участник закупки должен являться субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафа в соответствии с пунктом 4 Правил.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно извещению и Конкурсной документации, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.06.2018; дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений Конкурсной документации - 15.06.2018, в нарушении сроков, предусмотренных частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок размещается заказчиком в единой информационной системе, при этом к вышеуказанному протоколу, в том числе, прилагается предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 25.06.2018 NПРО1 (далее - Протокол N 2), размещен в ЕИС 26.06.2018 с приложением сведений, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, но относящихся к объекту другой закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заявителя нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Специализированная организация "Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг" необоснованной.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы Заявителя в отношении положений Конкурсной документации.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения части 12 статьи 53, части 7 статьи 50, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Конкурсной комиссии, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.07.2018 N 18/44/105/798 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2018 г. N 18/44/105/798 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был