Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Деймос" (далее - Заявитель) на действия ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Метрополитен им. В.И. Ленина" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на Выполнение работ по модернизации вентиляторов тоннельной вентиляции ВОМД-24 с установкой роторов ВОМ-24Р и заменой электропусковой аппаратуры (номер извещения: 0173200001418000731) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе о предоставлении конкретных показателей, позволяющих определить соответствие используемых в рамках выполнения работ товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 04.07.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.07.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.06.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 431 587 958,57 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.07.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 09.07.2018.
1. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе о предоставлении конкретных показателей, позволяющих определить соответствие используемых в рамках выполнения работ товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о картонкой системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 17.1. информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в закупке:
"1. Согласие участника аукциона на оказание услуг или выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара (работы, услуги), на поставку (выполнение, оказание) которого(-ой) заключается контракт.
В случае отсутствия в составе документации формы "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы", либо не заполнении заказчиком такой формы, участник аукциона предоставляет согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг, для которых используется товар".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены технические характеристики поставляемого при выполнении работ модернизированного вентилятора ВОМД-24 с роторной группой ВОМ-24Р (или эквивалент) и системой автоматического управления вентилятором метрополитена (СУВ). При этом участникам закупки в составе первой части заявки необходимо выразить свое согласие на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, в том числе согласие на поставку указанных вентиляторов или предоставить эквивалентный товар, соответствующей установленным характеристикам. Указанное положение о предоставлении согласия не противоречит положениям Закона о контрактной системе и направлено на расширение количества участников закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что установленное положение к составу первой части заявки на участие в Аукционе нарушает его права и законные интересы, а также приводит к ограничению количества участников закупки, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 5 к проекту контракта (далее - Приложение) устанавливает форму справки о цепочке собственников. В соответствии с Приложением "Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) гарантирует Заказчику (указать: Заказчика), что сведения и документы в отношении всей цепочки собственников и руководителей, включая бенефициаров (в том числе конечных), передаваемые Заказчику (указать: Заказчика) являются полными, точными и достоверными. Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) настоящим выдает согласие и подтверждает получение им всех требуемых в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе о коммерческой тайне и о персональных данных) согласия всех упомянутых в сведениях, заинтересованных или причастных к сведениям лиц на обработку, а также на раскрытие Заказчиком (указать: Заказчика) полностью или частично представленных сведений компетентным органам государственной власти (в том числе, но не ограничиваясь, Федеральной налоговой службе РФ, Росфинмониторингу, Правительству РФ) и последующую обработку сведений такими органами (далее - Раскрытие). Контрагент (указать: наименование Контрагента) освобождает Заказчика (указать: Заказчика), от любой ответственности в связи с Раскрытием информации, возмещает Заказчику (указать: Заказчика) убытки, понесенные в связи с предъявлением Заказчику (указать: Заказчика) претензий, исков и требований любых третьих лиц, чьи права были или могли быть нарушены Раскрытием информации".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе неправомерно установлено не предусмотренное частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вышеуказанное требование.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835), обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 7 Постановления Правительства N 835, обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно части 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства N 835 в течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие в рамках этого этапа замечания или предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 37 Постановления Правительства N 835. В отношении каждой закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, формируется отдельный протокол.
Согласно протоколу второго этапа общественных обсуждений от 26.06.2018 дата окончания второго этапа общественных обсуждений 25.06.2018, при это регламентированный срок размещения - 27.06.2018. Вместе с тем, протокол второго этапа общественных обсуждений размещен в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС 02.07.2018 с нарушением срока.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что протокол второго этапа общественных обсуждений размещен с нарушением срока ввиду технической ошибки.
Учитывая изложенное, поскольку протокол второго этапа общественных обсуждений в установленный срок не размещен в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на заседание Комиссии не представлено информации, свидетельствующей о том, что указанное нарушение повлияло на результаты закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Деймос" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.07.2018 N 18/44/105/808 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.