Письмо Ассоциации российских банков от 25 июля 2018 г. N А-01/1Кор.-194
В ответ на письмо о рассмотрении проекта федерального закона N 484811-7 "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - законопроект) сообщаем следующее.
Ассоциация совместно с банками - членами АРБ рассмотрела законопроект, в соответствии с которым предлагается значительно увеличить размер штрафов, предусмотренных частью первой и пунктами первыми части второй и части четвертой статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ).
Банки - члены АРБ, принявшие участие в рассмотрении законопроекта, высказали категорическое несогласие с предлагаемыми изменениями в статью 74 Закона N 86-ФЗ по следующим основаниям.
В соответствии с законопроектом предельный размер штрафа, взыскиваемого с кредитной организации на основании части первой статьи 74 Закон N 86-ФЗ, предлагается увеличить с 0,1% минимального размера уставного капитала до 0,1% размера собственных средств (капитала).
Таким образом, размер штрафа обусловливается именно размером собственных средств (капитала) кредитной организации, который у действующей кредитной организации значительно превосходит минимальный размер уставного капитала. Так, например, согласно статистическим данным Банка России на 1 марта 2018 года1 у кредитной организации, занимающей 5 место по величине собственных средств, можно будет взыскивать штрафы в размере до 357 млн руб., 30 место - до 36,5 млн руб., 100 место - до 6,8 млн руб., 200 место - до 1,7 млн руб. Безусловно, такие максимальные размеры штрафов нельзя признать разумными и справедливыми.
Помимо этого, законопроектом предлагается предельный размер штрафа, взыскиваемого с кредитной организации на основании пункта первого части второй и пункта первого части четвертой статьи 74 Закон N 86-ФЗ, увеличить с 1% оплаченного уставного капитала (но не более 1% процента минимального размера уставного капитала) до 1% собственных средств (капитала). Так, учитывая вышеуказанные статистические данные Банка России на 1 марта 2018 года, размеры штрафов в некоторых случаях могут исчисляться миллиардами рублей (а рост максимальных размеров штрафов в случае принятия законопроекта может составлять тысячи раз). Столь существенное увеличение максимального размера штрафов также нельзя признать разумным и не несущим риски причинения серьёзного урона банковской деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что предложение по многократному увеличению размеров штрафов обусловлено тем, что в настоящее время взыскание штрафов в действующих размерах "не достигает цели адекватного воздействия на кредитные организации, в деятельности которых выявлены системные ошибки, приводящие к проведению клиентами сомнительных операций". При этом поясняется, что в первом полугодии 2017 года объем сомнительных операций клиентов кредитных организаций только по выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию денежных средств более чем в 4000 раз превысил размер взысканных с кредитных организаций штрафов, в том числе за нарушение норм законодательства, регулирующего вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - противолегализационное законодательство).
В связи с изложенным банковское сообщество полагает, что борьбу с "системными ошибками" в данной сфере целесообразно строить не в аспекте ужесточения мер ответственности, а посредством совершенствования механизмов выявления данных системных ошибок и изменения банковских процедур. Иными словами, решение этого вопроса требует содержательного развития механизмов банковского регулирования и банковского надзора, а не репрессивного подхода в виде увеличения размеров штрафов.
Если при осуществлении банковской деятельности наблюдается нарушение правовых норм, то необходимо осуществлять противодействие "выводу денежных средств за рубеж" и "обналичиванию денежных средств".
При этом представляется нецелесообразным сопоставлять суммы незаконных банковских операций и размеры штрафов, взыскиваемых в подобных ситуациях, т. к. даже сбалансированность данных сумм не свидетельствует о достижении цели по обеспечению законности в рассматриваемой сфере, в частности, соблюдения норм противолегализационного законодательства.
Кроме того, банками было отмечено, что в настоящее время, например, размер ответственности сотрудников банков за допускаемые в работе финансовой организации нарушения противолегализационного законодательства (в том числе и "технические"), не учитывающий реальный уровень зарплат ответственных сотрудников (особенно в регионах страны), наряду с постоянно присутствующим риском увольнения за допущенные нарушения (в том числе и "технические") ведет к постепенному, но стабильному снижению профессионального уровня ответственных сотрудников вследствие возрастающей ротации кадров и снижения интереса к профессии. Банки повсеместно сталкиваются с ситуацией, когда высокопрофессиональные кадры только из-за опасения нарушений существующих требований регулятора переходят на работу, не связанную с банковской деятельностью. Это также наносит серьёзный урон банковскому бизнесу, что в свою очередь, наряду с иными причинами, ведет к усилению негативных тенденций в банковской системе страны.
Необходимо подчеркнуть, что несмотря на то, что в пояснительной записке к законопроекту сделан акцент на меры ответственности, применяемые за нарушение противолегализационного законодательства, сам законопроект направлен на установление столь высоких размеров штрафов за совершение кредитными организациями очень широкого круга правонарушений: нарушение федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации; непроведение обязательного аудита; нераскрытие информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней; неисполнение в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков); неисполнение головной кредитной организацией банковской группы предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с участием в банковской группе, либо если указанные нарушения создают угрозу законным интересам кредиторов (вкладчиков) данной кредитной организации, кредитных организаций - участников банковской группы.
В связи с этим кредитные организации обращают внимание на необходимость совершенствования статьи 74 Закона N 86-ФЗ, в т.ч. через её надлежащее структурирование (т. е. упорядочивание соотношения нарушений и полагающихся за них предельных наказаний с рассмотрением вопроса о вынесении наиболее серьезных наказаний в компетенцию судов), поскольку имеющийся произвольный порядок правоприменения данной статьи может привести к тому, что в банковской системе укрепится параллельный административный правопорядок, гораздо менее совершенный по сравнению с установленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. К тому же этот параллельный правопорядок теперь может стать по-настоящему болезненным для банков, так как штраф в размере одного процента капитала за любое повторное нарушение фактически лишает банк возможности осуществлять финансовое планирование, т.е. отбирает один из главных рычагов управления коммерческими операциями.
Кроме того, нельзя забывать о том, что несение банками чрезвычайно высоких расходов, связанных с уплатой крупных штрафов, отразится на увеличении стоимости банковских продуктов, от чего пострадают клиенты банков, в т.ч. граждане.
Таким образом, представляется, что реализация предлагаемых в законопроекте изменений не даст положительный эффект для достижения заявленных результатов, но окажет существенное негативное влияние на обеспечение стабильности банковской системы. Поэтому нормы предлагаемого законопроекта нельзя признать целесообразными. Законопроект требует доработки после серьёзного обсуждения предлагаемых инициатив по увеличению размеров штрафов с банковским сообществом, в т.ч. для обсуждения возможных компромиссных вариантов разумного повышения штрафов для определенных видов правонарушений.
Ассоциация российских банков надеется, что позиция банковского сообщества будет учтена РСПП при подготовке заключения по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Президент |
Г.А. Тосунян |
------------------------------
1http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/assets-capital_1 8.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_26599
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 июля 2018 г. N А-01/1Кор.-194
Текст письма официально опубликован не был