Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 8-АПГ18-4
делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Зинченко И.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ярославской области о признании не действующим в части решение муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области от 27 июня 2013 N 212 "О внесении изменений в генеральный план сельского поселения Некрасовское Некрасовского района Ярославской области" по апелляционному представлению прокурора Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 21 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданских и арбитражных судах прокуратуры Ярославской области Кузьмина А.Г., представителя Департамента лесного хозяйства Ярославской области Голиковой А.В., представителя Баикина А.А. - Каримовой К.В., заинтересованного лица - Феночки А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Ярославской области обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области от 27 июня 2013 N 212 "О внесении изменений в генеральный план сельского поселения Некрасовское Некрасовского района Ярославской области" в части включения земельного участка с кадастровым номером 76:09:093401:1732 площадью 70 000 кв. м. в границы населенного пункта поселка при профилактории "Строитель".
Решением Ярославского областного суда от 21 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор Ярославской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением, в котором просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционного представления Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Правительство Ярославской области, Баикин А.В., Ямщиков А.И. и Ямщикова О.С. представили отзыв и возражения.
В судебное заседание Ямщиков А.И., Ямщикова О.С., представители муниципального Совета сельского поселения Некрасовское, Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Правительства Ярославской области, Федерального агентства лесного хозяйства, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, отзывах и возражениях на него, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно частям 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит на основании статьи 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В частности такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда (пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса).
Порядок рассмотрения документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на территории Ярославской области утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 25 сентября 2009 г. N 174-п (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на решение вопросов градостроительной деятельности, является департамент строительства Ярославской области.
Разделом 5 Порядка регламентирован порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, расположенных территории Ярославской области. Перечень отраслевых органов исполнительной области осуществляющих рассмотрение проектов документов территориального планирования и подготовку заключений на них, указан в приложении к указанному Порядку.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 ноября 1998 г. серия 76 N 000120 до утверждения кадастрового деления Некрасовского района земельному участку лесного фонда, предоставленному на праве безвозмездного пользования КСП "Некрасовское" был присвоен условный кадастровый номер 76:09:093401:01.
В 2004 г. на основании постановления Администрации Некрасовского района Ярославской области от 23 сентября 1992 г. N 130 "Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель), реализуемого КСП "Некрасовское", СПК "Некрасовское" зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:09:090000:1, площадью 751 га, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. В дальнейшем данному земельному участку присвоен кадастровый номер 76:09:090000:2.
За период с 2009 по 2011 годы из названного земельного участка выделялись земельные участки с кадастровыми номерами 76:09:090000:319, 76:09:090000:0368; 76:09:090000:922, 76:09:090000:1066, 76:09:0934401:1284. За указанный период категория земель, как первоначального земельного участка, так и выделенных из него не менялась.
Решением муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области от 12 ноября 2009 г. N 12 утвержден Генеральный план сельского поселения Некрасовское.
В дальнейшем решением муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области от 27 июня 2013 г. N 312 в Генеральный план сельского поселения Некрасовское внесены изменения, в соответствии с которыми статья 5 "Порядок согласования проекта Генерального плана сельского поселения Некрасовское" дополнена таблицей: "Перечень земельных участков, подлежащих включению в границы населенных пунктов из земель сельскохозяйственного назначения". В границы населенного пункта поселок при профилактории "Строитель" включен земельный участок с кадастровым номером 76:09:093401:1732 площадью 70 000 кв.м, относившийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, который был выделен из земельного участка с кадастровым номером 76:09:090000:1284.
Указанное решение без графической части опубликовано в средстве массовой информации газете "Районные будни" от 05 июля 2013 г. N 90-91. Графическая часть данного решения опубликована в том же средстве массовой информации 28 февраля 2018 г. N 13.
По мнению прокурора, земельный участок с кадастровым номером 76:09:093401:1732 согласно материалам лесоустройства, проведенного в 2002-2003 годах, входит в состав лесоустроительных земель, находившихся в пользовании СПК "Некрасовское", расположен в лесотакционном выделе 35 лесного квартала 213, относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте, и не мог быть передан в собственность граждан и юридических лиц. При принятии оспариваемого решения в нарушении действующего законодательства не соблюден установленный порядок подготовки и утверждения генерального плана сельского поселения Некрасовское, так как проект решения не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из того, что согласно информации Муниципального совета сельского поселения Некрасовское границы земель лесного фонда определены в 1964 году.
По договору от 08 июня 1998 г. в безвозмездное пользование СПК "Некрасовкое" передано 3 088 га земель лесного фонда.
Постановлением Главы Некрасовского муниципального округа от 21 марта 2003 г. N 237 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы Администрации Некрасовского района от 23 сентября 1992 г. N 130" за СПК "Некрасовское" на праве аренды закреплено 3 616 га земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами.
Постановлением Правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 г. N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" земельный участок площадью 3 616 га без согласования с правообладателем переведен в лесной фонд и проведена государственная регистрация права федеральной собственности.
Решением Ярославского областного суда по делу от 06 октября 2011 г. N 3-49/2011 подпункт 5 приложения к постановлению от 26 ноября 2008 г. N 619-п в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:09:090000:02 площадью 3 616 га на перевод в земли лесного фонда отменен. На основании этого право федеральной собственности на земельный участок прекращено и возращена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения
В соответствии с сельскохозяйственной картой Некрасовского района Ярославской области от 1964 года спорный земельный участок не входил ни в лесной массив, ни в колхозные леса, а относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Представленные Департаментом лесного хозяйства Ярославской области проект организации и ведения лесного хозяйства Некрасовского лесхоза по состоянию на 2003 год, план лесонасаждений СПК "Некрасовское" по состоянию на 2002 год, на основании которых Департамент обосновывает отнесение спорного земельного участка к лесному фонду, показания свидетеля Майоршиной М.В., главного специалиста Департамента лесного хозяйства Ярославской области, согласно которым исходя из лесоустроительной документации спорный земельный участок покрыт лесом, не могут служить основанием для отнесения земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 76:09:093401:1732 относился к землям сельскохозяйственного назначения на момент принятия оспариваемого нормативного акта, суд при принятии решения обоснованно руководствовался пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"), согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Довод прокурора о необходимости согласования генерального плана сельского поселения Некрасовское в связи с наложением границ земельного участок с кадастровым номером 76:09:093401:3346, выделенного из состава земельного участка с кадастровым номером 76:09:093401:1732, на границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы "Бор и минеральный источник Малые Соли", является необоснованным, поскольку в 2013 году проект внесения изменений в генеральный план в части включения спорного земельного участка с кадастровым номером 76:09:093401:1732 в границы населенного пункта "Строитель" согласован с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Ярославского областного суда от 21 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 8-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был