Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N 66-АПГ18-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 19 апреля 2013 г. N 165-пп "О переводе земельного участка" по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 30 января 2018 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Подвигиной А.Ю., представителя Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Акиева Е.В. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 19 апреля 2013 г. N 165-пп "О переводе земельного участка".
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение требований земельного законодательства, а также законов "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и "Об охране озера Байкал".
Решением Иркутского областного суда от 30 января 2018 г. заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Иркутской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Росприроднадзором и прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
Представители Правительства Иркутской области, ФГБУ "Рослесинфорг", администрации Елацынского муниципального образования, администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Шара-Тоготского муниципального образования, Байкальского межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области республики Бурятия и Забайкальском крае, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Министерства лесного комплекса Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного заповедника Байкало-Ленский и Прибайкальского национального парка", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 19 апреля 2013 г. N 165-пп "О переводе земельного участка", земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1906, площадью 55 000 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.
Постановление опубликовано в общественно-политической газете "Областная" от 13 мая 2013 г. N 50, которое на момент рассмотрения дела является действующим нормативным правовым актом.
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, в связи с чем Правительство Иркутской области не обладало полномочиями на изменение его целевого назначения и осуществление перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 2 Приложения N 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 в Иркутской области создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства с предоставлением в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда, с включении в его состав 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории, в том числе центральной экологической зоны. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой также отображены границы Прибайкальского национального парка.
В 2011 г. уточнены границы земель, включенных в Прибайкальский национальный парк, сформировано землеустроительное дело, включающее карту (план) и содержащее сведения об объекте землеустройства и местоположении его границ.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1906, площадью 55 000 кв.м, расположен в границах Прибайкальского национального парка, находится в зоне с особыми условиями использования территории, в части водоохранной зоны озера Байкал.
Факт нахождения земельного участка в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах Прибайкальского национального парка подтверждается картой Байкальской природной территории в масштабе 1:1000000 и масштабе 1:200000 (в материале, разработанном Минприроды России к карте Байкальской природной территории), который обозначен желтым цветом.
Поскольку рассматриваемый земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен на территории Прибайкальского национального парка федерального значения, то Правительство Иркутской области, осуществляя перевод земель в категорию особо охраняемых природных территорий, действовало с превышением своих полномочий.
Довод изложенный в апелляционной жалобе о том, что земельный участок не находится на территории Прибайкальского национального парка, поскольку сведения о его границах не внесены в государственный кадастр недвижимости, а следовательно, не установлены, отклоняется.
Наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены.
Границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. Уточнение границ в 2011 году обусловлено проведением землеустроительных работ.
Исследовав судом карты национального парка "Прибайкальский" и Байкальской природной территории, на которых отображены границы Прибайкальского национального парка и сопоставив их со сведениями о границах земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нахождении земельного участка на территории Прибайкальского национального парка, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 30 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N 66-АПГ18-18
Текст определения официально опубликован не был