Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 66-АПГ18-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 г. N 152-пп "О переводе земельных участков"
по апелляционным жалобам администрации Ольхонского районного муниципального образования и Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 5 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности Подвигиной А.Ю. и представителя Байкальского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Акиева Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 г. N 152-пп "О переводе земельных участков" (далее - Постановление N 152-пп), которым земельные участки с кадастровыми номерами 38:13:060705:412, 38:13:060705:413, 38:13:060705:414 переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для проведения международных этнокультурных фестивалей "Ёрданские игры".
Решением Иркутского областного суда от 5 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация Ольхонского районного муниципального образования и Правительство Иркутской области, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования административного истца. Податели апелляционных жалоб полагают, что оспариваемый акт принят в соответствии с документами территориального планирования полномочным органом. Выводы суда о нахождении спорных земельных участков в федеральной собственности и расположении их в границах Прибайкальского национального парка не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на недопустимых доказательствах.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, межтерриториальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае и прокуратура Иркутской области представили возражения на апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона N 172-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов определены в статье 10 Закона N 172-ФЗ.
Так согласно части 2 названной статьи перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в частности в случае создания особо охраняемых территорий; туристско-рекреационных особых экономических зон.
Довод апелляционной жалобы администрации Ольхонского районного муниципального образования о вхождении спорных земельных участков в функциональную зону Р2-Р4 - особо охраняемую территорию и объектов, согласно Генеральному плану Еланцынского муниципального образования, не свидетельствует о создании такой территории в порядке, установленном Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) либо о создании туристско-рекреационные особые экономические зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Правовые основы охраны озера Байкал определены Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Согласно пункту 1 статьи 2 данного закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 названного Закона).
Пунктом 1 статьи 3 Закона об охране озера Байкал установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р "О границах Байкальской природной территории" утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория в том числе Прибайкальского национального парка.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. Вопреки доводам апелляционной жалобы. При этом наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка как о зоне с особыми условиями использования территорий не свидетельствует о том, что данные границы не установлены.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что границы Прибайкальского национального парка установлены в соответствии с действующим законодательством.
Суд первой инстанции изучил карту Байкальской природной территории, материалы Минприроды России к карте Байкальской природной территории, имеющие специальное содержание, разработанное Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 г. и картографическую основу (масштаб 1:200 000), разработанную Федеральным агентством геодезии и картографии в 2006 году, Публичную кадастровую карту, дежурной справочной картой (с формуляром к ней) масштаба 1:100000, составленной Предприятием N 1 Главного Управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР по карте масштаба 1:50000, созданной по материалам съемки 1968 года с обновлениями 1981 и 1982 гг.; дежурную справочную карту (с формуляром к ней) масштаба 1:100000, составленную Восточно-Сибирским АГП Федеральной службы геодезии и картографии России по карте масштаба 1:50000.
Также, суд исследовал результаты землеустроительных работ, выполненных по государственному контракту от 8 октября 2010 г. на землях особо охраняемых природных территорий, в том числе Прибайкальского национального парка, выкопировке из землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка "Прибайкальский" (2011 г., инвентарный N 196-ДСП(6).
Оценив представленные в дело названные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд сделал обоснованный вывод, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:13:060705:412, 38:13:060705:413, 38:13:060705:414 входят в территорию Прибайкальского национального парка.
Земли национальных парков согласно пункту 2 статьи 94 и пункту 1 статьи 95 ЗК РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно положениям статей 2 и 12 Федерального закона N 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Учитывая особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, а также их предназначение, законодатель ограничил возможность произвольного перевода в данную категорию иных земель, в том числе, запретив изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ), а также установив компетенцию государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую (статья 8 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела, на дату принятия Постановления N 152-пп названные земельные участки относились к государственным землям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 ЗК РФ, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 2 приложения N 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 38:13:060705:412, 38:13:060705:413, 38:13:060705:414 к землям федеральной собственности в силу закона.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств, сделал правильный вывод о том, что Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на изменение целевого назначения и осуществление перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решение Иркутского областного суда от 5 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Ольхонского районного муниципального образования и Правительства Иркутской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 66-АПГ18-15
Текст определения официально опубликован не был