Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 48-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пашнина Дмитрия Александровича о признании недействующими подпунктов 1 и 2 пункта 23 Положения о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года N 27-П, по апелляционной жалобе Пашнина Д.А. на решение Челябинского областного суда от 8 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Пашнина Д.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года N 27-П утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор.
Указанное постановление Правительства Челябинской области опубликовано в газете "Южноуральская панорама", N 44 от 06 марта 2007 года и Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, N 2 (часть 2), февраль 2007 года.
В настоящее время Положение о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор действует в редакции постановления Правительства Челябинской области от 24 октября 2007 года N 237-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года N 27-П", которое опубликовано в газете "Южноуральская панорама" N 223 от 7 ноября 2007 года, и постановления Правительства Челябинской области от 24 мая 2016 года N 275-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года N 27-П", которое размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 мая 2016 года (далее - Положение).
Пашнин Д.А. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента принятия подпунктов 1 и 2 пункта 23 Положения, согласно которым на территории охранной зоны памятника природы запрещается предоставление новых лесных участков и использование земельных и лесных участков под застройку. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на противоречие оспариваемых норм положениям статьи 27, статей 56 и 56.1, подпункту 1 пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушение его прав. Кроме того, Пашнин Д.А. указывал, что применение судами оспариваемого акта при рассмотрении гражданского дела, где он являлся ответчиком, привело к вынесению решения не в его пользу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункту 1 пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса" имеется в виду "пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса"
Решением Челябинского областного суда от 8 февраля 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Пашнина Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе Пашнин Д.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Челябинской области и Правительством Челябинской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также предписания региональных нормативных актов, в том числе Устава Челябинской области, Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области"), сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Положение утверждено Правительством Челябинской области в пределах своих полномочий, как регионального органа исполнительной власти, так и с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.
Согласно статье 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть федерального, регионального значения.
Статьи 26, 27 названного федерального закона предусматривают, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения урегулированы Законом Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области".
Статьей 3.1 Закона Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный закон относит вопросы определения задач, режимов особой охраны природных территорий, а также утверждение положения об особо охраняемой природной территории регионального значения к полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области (статья 5 пункт 1).
В соответствии со ст. 48 Устава (Основного закона) Челябинской области Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти области и осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Челябинской области от 19 августа 2004 года N 87-П утверждены типовые положения об особо охраняемых природных территориях Челябинской области, в том числе - "Типовое положение о памятниках природы регионального значения в Челябинской области". Согласно пунктам 7 и 8 Типового положения о памятниках природы регионального значения в Челябинской области в целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности. На территории расположения памятников природы, в границах их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред памятнику природы, окружающей среде или ухудшающая их состояние.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 года N 171 "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" установлены границы и охранные зоны памятника природы Челябинской области Каштакского бора и установлен режим использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров.
Постановлением Правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года N 27-П утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в лесостепной зоне Челябинской области, на северо-восточной окраине города Челябинска и в границах Сосновского района, на правом берегу реки Миасс расположен Каштакский бор, который отнесен к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года N 29 "Об охране памятников природы в области".
Сведения о зоне с особыми условиями использования территории "Каштакский бор и его охранная зона" внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти в соответствии с требованиями статей 10, 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Разделом VII Положения о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор установлен режим охранной зоны памятника природы.
Как следует из подпунктов 1 и 2 пункта 23 Положения о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор, на территории охранной зоны памятника природы запрещается предоставление новых земельных и лесных участков и использование земельных и лесных участков под застройку.
Отклоняя довод административного истца о несоответствии оспариваемых пунктов Положения о памятнике природы Каштакский бор федеральному законодательству, суд исходил из того, что принятие оспариваемого Положения о памятнике природы Каштакский бор было обусловлено необходимостью выполнения требований законодательства Российской Федерации, поскольку сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Установление границ и режима особой охраны памятников природы, охранной зоны памятника природы направлены на обеспечение сохранности таких территорий.
Как верно указал суд, оспариваемая административным истцом норма подпункт 1 пункта 23 Положения о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор устанавливает запрет на территории охранной зоны на предоставление новых земельных и лесных участков, то есть исключает в дальнейшем формирование на территории охранной зоны памятника природы новых земельных участков, а не запрет на осуществление гражданско-правовых сделок, как ошибочно указывает административный истец.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, запрещая на территории охранной зоны памятника природы Каштакский бор предоставление новых земельных и лесных участков и использование этих участков под застройку, Правительство Челябинской области не вышло за пределы своих полномочий, поскольку оспариваемые нормы регулируют правоотношения в области установления режима использования охранной зоны памятника природы Каштакский бор.
При этом установление как границ, так и режима особой охраны указанной территории направлено на обеспечение их сохранности, соблюдение принципа сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов с учетом положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что должен был руководствоваться нормами Земельного кодекса Российской Федерации, несостоятелен, поскольку специальными федеральными законами, регулирующими имеющие место правоотношения, являются Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другие нормативные правовые акты, принятые в их исполнение.
При таких обстоятельствах судом правильно применено законодательство, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 8 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пашнина Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 48-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был