Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июля 2018 г. N 03-03-07/52092
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, с предложением о снижении налоговых ставок по налогам и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Поскольку средства от уплаты региональных налогов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации, какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных бюджетов должно быть сведено к минимуму.
В связи с этим НК РФ на федеральном уровне по налогу на имущество организаций установлены лишь пределы налоговых ставок, а также ряд налоговых льгот, имеющих важное социальное и государственное (стратегическое) значение.
Предоставление дополнительных налоговых преимуществ на федеральном уровне должно основываться на результатах всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий, поскольку это приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.
Между тем законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право при установлении налога на имущество организаций определять конкретные налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, вопрос о предоставлении налоговых льгот, снижении налоговых ставок по налогу на имущество организаций может быть решен на региональном уровне без внесения изменений в НК РФ.
По предложению о снижении основной ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18 до 10 процентов сообщаем следующее.
18 июля 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающий повышение размера ставки НДС с 18 до 20 процентов с 1 января 2019 года.
В то же время сохраняются льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС, а также пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Предлагаемое снижение основной ставки НДС с 18 до 10 процентов приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы. В связи с этим, предложение о снижении основной ставки НДС с 18 до 10 процентов не поддерживается.
По предложению о снижении ставки по налогу на прибыль сообщаем следующее.
С целью поддержки организаций за период с 2002 года налоговая ставка по налогу на прибыль организаций значительно снижена. До 01.01.2002 года налог взимался по ставке 35 процентов, с 01.01.2002 года по 31.12.2008 года - по ставке 24 процента, с 01.01.2009 года - по ставке 20 процентов.
При этом следует учесть, что законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (абзац 4 пункт 1 статья 284 НК РФ).
Также необходимо отметить, что действующие положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ уже предусматривают достаточное количество преференций, позволяющих организациям различных отраслей производства уменьшать обязательства по уплате налога на прибыль организаций.
Так, с 1 января 2018 года статьей 286.1 НК РФ введены положения об инвестиционном налоговом вычете, согласно которым налогоплательщикам предоставлено право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий.
Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.