Письмо Минфина России от 2 июня 2014 г. N 02-01-09/26422
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросам, связанным с созданием федеральных бюджетных и автономных учреждений, и сообщает.
Прежде всего, необходимо отметить, что на обращение Департаментом были направлены соответствующие разъяснения (копия прилагается).
В дополнение сообщаем.
1. Согласно положениям статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" бюджетные и автономные учреждения осуществляют свою деятельность на основании государственных (муниципальных) заданий, сформированных в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основной деятельности, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) из бюджета бюджетному и автономному учреждению предоставляется субсидия на указанные цели, а также субсидия на иные цели (целевая субсидия) в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденными совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527, в составе нормативных затрат на оказание государственных услуг учитываются нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, нормативные затраты на приобретение материальных запасов и общехозяйственные нужды и нормативные затраты на содержание имущества.
Таким образом, в рамках выполнения государственного задания, бюджетные и автономные учреждения вправе планировать и осуществлять расходы на закупку товаров, работ и услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом, по мнению Департамента, учреждения должны принимать обязательства, в том числе, путем заключения гражданско-правового договора в пределах плановых показателей по поступлениям, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не допуская возникновение кредиторской задолженности, без достаточных источников финансового обеспечения.
2. На основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ бюджетные и автономные учреждения осуществляют полномочия заказчика по заключению и исполнению контрактов самостоятельно.
При этом полномочиями по осуществлению централизованных закупок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков - учреждений могут наделяться только уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения.
Исходя из вышеизложенного, оплата коммунальных услуг, услуг связи и т.д. должна осуществляться на основании договора, заключенного учреждением с поставщиком данных услуг, либо путем возмещения организации, на площадях которой размещено учреждение, расходов по коммунальным услугам.
Если при возмещении расходов федерального бюджета не возникает налогооблагаемой прибыли, то по мнению Департамента, средства, поступающие от учреждения в целях возмещения расходов по оплате услуг поставщикам данных услуг, возможно осуществлять в порядке, аналогичном для средств, поступающих во временное распоряжение.
В этом случае, средства учреждений подлежат перечислению с лицевых счетов, открытых им в органах Федерального казначейства на балансовом счете N 40501 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации", на счет, открытый органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение", с отражением данных средств на лицевом счете, открытом Министерству обороны Российской Федерации, для оплаты соответствующих денежных обязательств.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что субсидия в части содержания имущества, является гарантированной и при изменении государственного задания уменьшению не подлежит.
3. По мнению Департамента, если государственные услуги (работы) оказываются (выполняются) в интересах органа государственной власти, в том числе, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, осуществление данных видов деятельности целесообразно поручать казенным учреждениям, либо размещать государственный заказ в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
В то же время, законодательством Российской Федерации не установлено ограничение для осуществления учреждениями основных видов деятельности в интересах органов государственной власти или других учреждений.
4. Законодательство Российской Федерации не содержит прямой нормы, в чем отличие государственной услуги или работы от функции.
Вместе с тем, по мнению Департамента, главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе, полномочиями, связанными с монопольным положением государства.
К таким полномочиям можно отнести осуществление действий по контролю и надзору, выдаче разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, регистрации актов, документов, прав, объектов, осуществление иных юридически значимых действий.
Необходимо отметить, что выполнение указанных функций возможно только казенным учреждением. При этом учитывая, что сферы деятельности федеральных казенных учреждений законодательством Российской Федерации не ограничены, данные учреждения могут оказывать государственные услуги в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, а также исполнять государственные функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти.
5. В соответствии с пунктом 33 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539, решение об оказании услуг (выполнении работ) федеральным учреждением на платной основе, принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности (в том числе платной), которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
При принятии решения о возможности оказания услуг (выполнения работ) федеральным учреждением на платной основе, по мнению Департамента, следует исходить из установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами соответствующих полномочий федерального органа исполнительной власти.
Приложение: на 3 л.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 2 июня 2014 г. N 02-01-09/26422
Текст письма официально опубликован не был