Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 июня 2018 г. N 03-12-13/42629
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
1. По вопросу возмещения за счет средств Российской Федерации ущерба, причиненного в результате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записей, связанных с исключением ООО.
Пунктом 7 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков и их размер, противоправность действий регистрирующих органов, вину лица, причинившего вред, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Вместе с тем в обращении указанные обстоятельства не приведены.
2. По вопросу непрекращения статуса в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом по информации, полученной из ФНС России, заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в регистрирующие органы не представлялось.
В обращении отмечается, что в Межрайонную ИФНС России представлено исковое заявление от 20.05.2013, адресованное районному суду, содержащее обращение о прекращении государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем указанное обращение не может быть расценено как документ, являющийся основанием для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.