Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 июня 2018 г. N 03-03-07/42389
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и по вопросам о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах сообщает следующее.
В обращении предлагается снизить ставку по налогу на прибыль для организаций производственной сферы до 0 процентов в первые пять лет с момента начала деятельности и до 10 процентов в дальнейшем.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит положения, предоставляющие налоговые льготы в виде пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организациям, осуществляющим инвестиции.
Так, в течение первых пяти лет после получения прибыли в рамках реализации инвестиционных проектов пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, вправе применять организации, являющиеся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, а также организации, находящиеся на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, осуществившие капитальные вложения в создание новых производств. В последующие пять лет для этих организаций ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, может быть понижена до 10 процентов.
Также с 1 января 2017 года организации, заключившие специальный инвестиционный контракт в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ содержит широкий спектр налоговых преференций в части налогообложения прибыли организаций, которыми при соблюдении предусмотренных условий могут воспользоваться в том числе и организации производственной сферы.
По предложению о снижении тарифов страховых взносов для предприятий производственной сферы сообщаем следующее.
В настоящее время главой 34 "Страховые взносы" НК РФ для основной категории плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов в совокупном размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1% - на обязательное медицинское страхование) плюс 10% на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Обращаем внимание, что в целях поддержки определенных отраслей и развития субъектов предпринимательства, осуществляющих экономическую и социально значимую деятельность, действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в настоящее время предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. При этом исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением отдельными категориями плательщиков страховых взносов пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Кодекса, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов должны компенсироваться из федерального бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов фондов, реализация вышеуказанного предложения при сохранении уровня страхового обеспечения застрахованных лиц приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования.
Таким образом, вопрос о снижении тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов - предприятий производственной сферы может рассматриваться лишь в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.