Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 мая 2018 г. N 03-01-11/36902
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и со статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Налоговые платежи являются безусловным атрибутом государства. Именно налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части региональных и местных бюджетов.
Его функциональное назначение состоит в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество.
Так, посредством налогов в государственном бюджете консолидируются средства, направляемые затем на решение социальных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть доходов, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли экономики, на социальные нужды граждан, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
В части вопроса об уплате налога на доходы физических лиц.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом обращаем внимание, что указанная налоговая ставка, применяемая в отношении большинства видов доходов, является одной из самых низких в мире.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
В отношении акцизов на нефтепродукты.
Уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми, а также других факторов. Указанные факторы учитываются нефтяными компаниями при установлении цен на производимые ими товары.
Стоимость автомобильного бензина в Российской Федерации включает в себя налоговую составляющую (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), затраты на добычу и переработку, транспортировку, содержание автомобильных заправочных станций, а также маржу оптового и розничного рынка.
Порядок исчисления и уплаты акцизов установлен главой 22 "Акцизы" Кодекса.
В соответствии со статьей 181 Кодекса автомобильный бензин признается подакцизным товаром.
В связи с тем, что ставки акциза установлены в твердой сумме (в рублях за единицу измерения в натуральном выражении), осуществляется их ежегодная индексация с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
Так, статьей 193 Кодекса в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2018 года, утверждены ставки акцизов на подакцизные товары на период с 2018 по 2020 г.г.
При этом необходимо учитывать, что акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. В связи с этим индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо обусловлена также необходимостью ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов, имеющих важное стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны.
Одновременно отмечаем, что доля акциза в розничной цене указанных нефтепродуктов не превышает 20 процентов.
В отношении распределения прибыли, полученной от продажи природных ресурсов.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области использования природных ресурсов, природные ресурсы находятся в государственной собственности. Государство, как собственник природных ресурсов, с целью получения определенной продукции и доходов предоставляет их в пользование юридическим и физическим лицам за плату, взимаемую в виде налогов и неналоговых платежей.
Кодексом предусмотрены налоги и сборы, взимаемые за использование и добычу природных ресурсов: сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 Кодекса), водный налог (глава 25.2 Кодекса), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 Кодекса).
Зачисление уплаченных вышеперечисленных федеральных налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Действующая в настоящее время налоговая система в части налогов и сборов за использование и добычу природных ресурсов обеспечивает стабильность поступлений доходов в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов.
За счет бюджетных средств, в том числе за счет платежей за пользование природными ресурсами, осуществляется финансирование социально значимых программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и прочее.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.