Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Росреестра (ОГРН 1047796940465)
к ФАС России (ОГРН 1047796269663)
3-и лица: ООО "Вуклэр" (ОГРН 1097746432508), АО "ЕЭТП" (ОГРН
1097746299353)об оспаривании решения и предписания от 28.12.2017 по делу N ВП-669/17 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
при участии:
от заявителя - Смолин П.А. (дов. от 31.12.2015 N 20/237-ИВ), Баулин Р.А. (дов. от 09.02.2018 N 20/021-ВА);
от ответчика - Волохов Б.С., (дов. от 02.03.2018 N ИА/14107/18)
от третьих лиц - не явились, извещены.
Установил:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания ФАС России от 28.12.2017 по делу N ВП-669/17 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что ООО "Вуклэр" не представлен конкретный показатель по характеристике "прочность на сжатие" товара "Цемент", в связи с чем заявка отклонена правомерно. Кроме того полагает, что закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать при описании объекта закупки требований о соответствии техническим регламентам и документам, разрабатываемым и причиняемым в национальной системе стандартизации. Ссылается, что заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющие их потребности.
ФАС России представлен письменный отзыв на заявление, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Комиссия ФАС России при принятии оспариваемого Решения выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке. Считает, что ООО "Вуклэр" представлено конкретное значение в отношении характеристики "прочность на сжатие" товара "Цемент", а именно: "Прочность на сжатие: 16 Мпа в возрасте 7 суток", при этом положения Закона о контрактной системе не устанавливают запрет на указание участниками закупки дополнительных характеристик товаров, используемых при оказании услуг, в составе первой части заявки. Также полагает, что действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
ООО "Вуклэр" (ОГРН 1097746432508), АО "ЕЭТП", извещенные надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.11.2017 размещено Извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию и благоустройству прилегающей территории административного здания Росреестра (номер извещения 0173100010917000104) (далее - Аукцион).
Рассмотрев обращение ООО "Вуклэр" , содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комисс Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Аукционная комиссия), при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта (номер извещения 0173100010917000104) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение от 28.12.2017 по делу N ВП-669/17 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и выдано предписание от 28.12.2017 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком, уполномоченным органом законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению обращений, содержащих информацию о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, и проведению внеплановых проверок.
Извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения 0173100010917000104) размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.11.2017, следовательно, правоотношения по проведению данной процедуры закупки регулируются нормами Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
Согласно материалам антимонопольного дела, протокол проведения электронного аукциона был составлен 22.12.2017.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе и постановлений Правительства РФ, на основании указанного обращения Комиссией ФАС России правомерно рассмотрено дело о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2017 N 0173100010917000094-1 участнику закупки с порядковым номером "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, если в описании объекта закупки содержатся значения параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не ниже", "знак ">=", "не ранее") Участнику электронного аукциона необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные документацией об электронном аукционе.
Инструкцией по заполнению первой части заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Если в описании объекта закупки содержатся значения параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не ниже", "знак ">", "не ранее") Участнику электронного аукциона необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные документацией об электронном аукционе (например, если в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм", то Участнику электронного аукциона необходимо указать значение, равное 100 мм, или любое значение, превышающее установленное документацией об электронном аукционе)".
Подпунктом 4 пункта 10 "Требования к материалам" Технической части документации об Аукционе, установлены следующие требования к товару "Цемент": "Класс прочности: 32,5 Н; Конец схватывания: Не более 7 суток; Равномерность изменения объема (расширение): Не более 10 мм; Тип: III; Прочность на сжатие: Не менее 14,0 Мпа".
Согласно заявке ООО "Вуклэр", содержащейся в материалах антимонопольного дела, в отношении товара "Цемент" представлены, в том числе следующие сведения: "Класс прочности: 32Н; Конец схватывания: 7 суток; Равномерность изменения объема (расширение): 10мм; Тип: III; Прочность на сжатие: 16 Мпа в возрасте 7 суток и 40 Мпа в возрасте 28 суток".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, заявка ООО "Вуклэр" отклонена в связи с тем, что в заявке не представлен конкретный показатель по характеристике "прочность на сжатие" товара "Цемент", поскольку Заявителем предложен дополнительный показатель на прочность после 7 суток.
Вместе с тем, суд полагает обоснованным довод антимонопольного органа о том, что ООО "Вуклэр" представлено конкретное значение в отношении характеристики "прочность на сжатие" товара "Цемент", а именно: "Прочность на сжатие: 16 Мпа в возрасте 7 суток", при этом положения Закона о контрактной системе не устанавливают запрет на указание участниками закупки дополнительных характеристик товаров, используемых при оказании услуг, в составе первой части заявки.
Кроме того, на заседании Комиссии правомерно установлено, что в ряде позиций пункта 10 "Требования к материалам" Технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 2 "Противогололедный материал": "Влажность: Не более 5%; Показатель активности водородных ионов от 5,0 до 9,0 единиц", по позиции 3 "Песок": "Модуль крупности: от 1,0 до 3,0 мм; Плотность зерен: от 1 до 3 ; Содержание глины в комках: Не более 0,75%; Содержание пылевидных и глинистых частиц: Не более 10%", по позиции 4 "Цемент": "Конец схватывания: Не более 7 суток; Равномерность изменения объема (расширение): Не более 10 мм; Прочность на сжатие Не менее 14,0 Мпа", по позиции 5 "Краска масляная": "Массовая доля пленкообразующего вещества: Не менее 20%; Массовая доля летучего вещества Не менее 20%; Время высыхания при температуре 20 °С: Не более 24 часов" и другие.
Таким образом, документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не установлен запрет о предоставлении дополнительных сведений в составе первой части заявки, а также сведений, не противоречащих Технической части документации об Аукционе, а также то, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, а также то, что Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе ООО "Вуклэр" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.12.2017 N 0173100010917000104-1 участнику закупки с порядковым номером "5" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, если в описании объекта закупки значения параметров указаны в диапазоне, в сопровождении знака "-" или "от....до", то необходимо указать конкретные значения показателей.
Соответствующим потребностям заказчика является любое значение из установленного диапазона, в том числе указанные минимальные или максимальные значения диапазона включительно.
Согласно требованиям пп. 2 п. 10 Технического задания требуемое значение показателей активности водородных ионов противогололедного материала от 5,0 до 9,0 единиц.
Участник закупки указал: "5,0...9,0 единиц".
Согласно требованиям пп. 3 п. 10 Технического задания требуемое значение модуля крупности песка от 1,0 до 3,0 мм, плотность зерен песка от 1 до ,
Участник закупки указал: "1,5...2,0 мм" и "2,0...2,8 ".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, а также то, что Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером "5" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вместе с тем, в документации об Аукционе при описании объекта закупки не установлены требования о соответствии техническим регламентам, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, связанных с определением соответствия поставляемого товара, используемого при оказании услуг, оказываемой услуги потребностям Заказчика, при этом в документации об Аукционе также отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вышеуказанные действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом суд учитывает, что согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru в реестре контрактов, Росреестром 15.01.2018 заключен государственный контракт N 1770656053618000005 с ООО "Якиманка - Сервис" на сумму 5070000,00 рублей.
В этой связи оспариваемые решения и предписания ФАС России не нарушают прав и законных интересов Заявителя и не могут препятствовать исполнению государственного контракта.
Кроме того, выявление в решении признаков состава административного правонарушения само по себе не влечет правовых последствий, не возлагает каких-либо обязанностей и напрямую не влечет привлечения к административной ответственности, не обязывает заявителя к совершению каких-либо действий, а, следовательно, не нарушает его права и законные интересы Заказчика в сфере экономической деятельности, а в случае его привлечения к административной ответственности вынесенное постановление в соответствии с главой 30 КоАП РФ имеет иной порядок обжалования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение и предписание ФАС России от 28.12.2017 по делу N ВП-669/17 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок вынесены в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ решил:
В удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме.
Проверено на соответствие ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
В.Д. Поздняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.