1. В документации и проекте договора о закупке заказчик должен надлежащим образом установить срок поставки товара.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый запрос котировок в электронной форме на поставку ПКИ согласно спецификации (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 2.2.1 Положения о закупке.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 12 Информационной карты Документации установлен срок поставки товара, а именно указано: "Согласно спецификации"
В соответствии с приложением N 2 к Документации "Спецификация" срок поставки продукции - 30.06.2017.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 23 и 24 Информационной карты Документации:
срок окончания подачи заявок - 28.06.2017;
рассмотрение и оценка поданных заявок - 05.07.2017.
Кроме того, пунктом 6.1 проекта договора к Документации установлено, что в случае просрочки поставки товара, Заказчик вправе требовать от поставщика уплаты Заказчику неустойки.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о Закупке Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок поставки продукции, что не позволяет объективно сформировать заявку участникам Закупки.
Кроме того, в нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положений Документации участникам закупки.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 г. по делу N 223ФЗ-632/17/АК224-18)
2. В документации и извещении о проведении закупки заказчиком должны быть установлены конкретные даты рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
ПАО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку выключателей по титулу (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что в документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Вместе с тем, документация о Закупке (далее - Документация) не содержит указаний на календарную дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Таким образом, в Документации и извещении о проведении Закупки Заказчиком не установлены конкретные даты рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, что нарушает пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 г. по делу N 223ФЗ-674/17/АК220-18)
3. В документации о закупке заказчик должен установить требования к объему подлежащих выполнению работ.
ООО (далее - Заказчик) проведена закупка проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение единого SLM обслуживания устройств самообслуживания (далее - Запрос предложений).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом, Заказчик не установил надлежащим образом требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника Запроса предложений обоснованно сформировать свое предложение.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении объемов выполнения работ по предмету Запроса предложений, нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 19 Информационной карты Документации установлены критерии оценки и сопоставления предложений на участие в закупке, в том числе критерии оценки "Квалификация Участника закупки" и "Качество обслуживания".
Вместе с тем, установлено, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по подкритерию Q2 и начисляемым количеством баллов по указанным критериям.
Кроме того, не представляется установить объективность указанного порядка оценки заявок участников Запроса предложений, поскольку участникам Запроса предложений, предоставившим подтверждение наличия собственных сервисных центров , например в 80% и 89% от всех региональных сетей соответственно, будет присвоено одинаковое количество баллов, что не отражает объективные различия в квалификации участников закупки.
Следовательно, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и подкритерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.06.2018 г. по делу N 223ФЗ-975/17/АК251-18)
4. При проведении закупки на строительство объекта капитального строительства заказчик должен разместить в составе документации о закупке проектно-сметную документацию для установления объема подлежащих выполнению работ.
ОАО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения строительно-монтажных работ, включающего поставку оборудования по объекту Приобретение/ Автоматизированные системы управления (далее - Запрос котировок).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Пунктом 3 Документации установлено, что сведения о наименовании закупаемых товаров, работ, услуг, их количестве (объеме), начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, работы, услуги, требования к их безопасности, качеству, к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика, место, условия и сроки выполнения работ, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением N 3 к Документации (далее - Техническое задание).
При этом Техническим заданием установлено, что перечень строительно-монтажных работ сформирован на основании Проектной документации, являющейся Приложением N 14 к Документации.
Вместе с тем, Приложение N 14 к Документации не содержит проектно-сметную документацию.
Кроме того, пунктом 5.1 проекта договора Документации установлено: "Заказчик передает подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию по объекту в двух экземплярах в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора".
Вместе с тем, Заказчиком в составе Документации не размещена проектно-сметная документация.
Отсутствие проектно-сметной документации в составе Документации означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение и нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 06.06.2018 г. по делу N 223ФЗ-996/17/АК089-18)
5. Отсутствие у участника на момент подачи заявки квалифицированного персонала и подтверждающих документов, указанных в документации о закупке, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
ПАО (далее - Заказчик) проведен запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на инсталляцию услуг связи населению (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО, утвержденным решением Совета директоров ОАО (далее - Положение о закупках).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 16 Информационной карты документации о Закупке Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе, наличие у участника Закупки в штате или на любом ином законном основании не менее 40 человек/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Н. Новгород, 3 человека/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Арзамас, 3 человека/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Бор, 3 человека/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Балахна, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Заволжье, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Городец, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Выкса, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Кстово, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Павлово, 1 человек/сотрудник, привлекаемый к исполнению договора на территории г. Лысково, 2 человека/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Богородск, 7 человек/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Дзержинск, 9 человек/сотрудников, привлекаемых к исполнению договора на территории г. Саров. Наличие указанного квалифицированного персонала подтверждается выпиской из штатного расписания или иными документами, подтверждающими правоотношения между участником Закупки и непосредственным исполнителем работ.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного квалифицированного персонала и подтверждающих документов, указанных в документации о Закупке, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Закупке.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок от 15.12.2017, участникам Закупки АО (лотам N N 1, 2), ООО (лоту N 1) отказано в допуске к участию в Закупке, в связи с несоответствием требованию о наличии у участников Закупки в штате или на любом ином законном основании установленного количества человек/сотрудников.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Закупки, а также отказ в допуске АО, ООО на основании несоответствия указанному требованию документации о Закупке противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.2 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2018 г. по делу N 223ФЗ-1057/17/АК086-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.