Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2018 г. N 55-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коровниковой Н.Г. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании подпункта "г" пункта 33 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия, утвержденного постановлением правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 января 2010 года правительством Республики Хакасия издано постановление N 09, пунктом 1 которого утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия.
Согласно подпункту "г" пункта 33 названного Порядка (в действующей редакции) предоставление мер социальной поддержки приостанавливается при возникновении у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или в случае невыполнения гражданином соглашения по ее погашению - до погашения задолженности или до выполнения соглашения по ее погашению, но не более чем на три месяца.
Коровникова Н.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы недействующей, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие оспариваемой нормы Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закону Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия".
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 12 марта 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Коровникова Н.Г. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы правительством Республики Хакасия и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий правительства Республики Хакасия с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие; противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела не установил.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочего, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
На основании статьи 22 этого же федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 указанного федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом частью 3 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Меры социальной поддержки ветеранов в Республике Хакасия в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, регламентированы Законом Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", согласно пунктам 6 и 7 части 1 статьи 6 которого лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Хакасия", и приравненным к ним лиц, а также лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", после установления (назначения) им страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются ветеранам, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана, совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании;
оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия; ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" порядок предоставления мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим законом, определяется нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
В целях реализации Закона Республики Хакасия от 22 апреля 2009 года N 24-ЗРХ "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" принято постановление правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09, которым, помимо прочего, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия.
В соответствии с положениями пункта 3.2 данного постановления правительства Республики Хакасия меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. При возникновении у гражданина задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или в случае невыполнения гражданами соглашений по ее погашению предоставление мер социальной поддержки по оплате соответствующей жилищной или коммунальной услуги приостанавливается, но не более чем на три месяца.
По истечении трех месяцев с момента приостановки предоставление меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг прекращается. При погашении задолженности (а также в случае заключения соглашения по ее погашению) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются за весь срок, на который их предоставление было приостановлено, но не более чем за три месяца.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан обусловлено отсутствием у данных граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключением и (или) выполнением данными гражданами соглашений по ее погашению, в связи с чем, суд закономерно счел оспариваемую по настоящему административному делу норму не противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Указанный вывод суда первой инстанции подробно мотивирован в решении суда, сделан на основании правильного применения норм материального права, с соблюдением норм процессуального права, а потому оснований не согласиться с ним Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
Также Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемая по настоящему административному делу норма не прекращает прав административного истца на получение мер социальной поддержки, а лишь регламентирует порядок и условия предоставления этих мер.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Оспариваемый по настоящему административному делу Порядок предоставления мер социальной поддержки регулирует предоставление в Республике Хакасия мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме, подпункт "г" пункта 33 указанного Порядка принят в пределах компетенции правительства Республики Хакасия, в развитие положений пункта 3.2 постановления правительства Республики Хакасия от 19 января 2010 года N 09 и в соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускает предоставление гражданам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг при наличии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при отсутствии заключенных и (или) выполненных ими соглашений по ее погашению.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Коровниковой Н.Г., не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коровниковой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2018 г. N 55-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был