Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2018 г. N 55-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании недействующими отдельных положений Порядков предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм), утверждённых постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 ноября 2014 года N 607, по апелляционной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 марта 2018 года, которым заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 ноября 2014 года N 607, опубликованным 3 декабря 2014 года в издании "Вестник Хакасии", N 84, утверждены приложением 1 и приложением 2 соответственно два Порядка предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, один из которых принят для поддержки начинающих фермеров, второй - в целях развития семейных животноводческих ферм (далее - Порядок N 1 и Порядок N 2 соответственно).
В разделе втором Порядка N 1 установлены критерии отбора получателей гранта и условия его предоставления.
Согласно подпункту "д" пункта 2.1 начинающий фермер должен иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование сельскохозяйственного профиля, или дополнительное профессиональное образование названного профиля (профессиональная переподготовка), и (или) трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трёх лет, и (или) ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трёх лет до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Пункт 3.2 для участия в конкурсном отборе обязывает гражданина Российской Федерации, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, представить в письменном виде заявку с приложением документов, подтверждающих его соответствие критериям, предусмотренным пунктом 2.1, в том числе копию документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего наличие среднего профессионального и (или) высшего образования сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка), и (или) копию трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трёх лет, и (или) выписку из по хозяйственной книги, подтверждающую ведение личного подсобного хозяйства или вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трёх последних лет до дня регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера (подпункт "г").
Порядок N 1 и Порядок N 2 содержат раздел четвёртый, регулирующий вопросы контроля за целевым использованием, в пункте 4.2 которого указано, что Минсельхозпрод Республики Хакасия и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании приведённых предписаний недействующими ввиду их несоответствия нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 5 марта 2018 года административное исковое заявление удовлетворено в части.
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "д" пункта 2.1 Порядка N 1, а подпункт "г" пункта 3.2 Порядка N 1 в той мере, в какой не предоставление заявителями перечисленных в нём документов является основанием для отказа в допуске лицам, соответствующим критериям начинающего фермера, к участию в конкурсном отборе на право получения мер государственной поддержки. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Хакасия просит судебный акт отменить в части удовлетворения заявленных требований и в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для проведения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда законным и не усматривает оснований для его отмены.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьём и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселённых территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) (статья 1).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путём предоставления и бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона N 264-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Исходя из приведённых законоположений суд первой инстанции сделал правильный вывод, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счёт бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как следует из пункта 1.1 Порядка N 1 и пункта 1.1 Порядка N 2, они приняты в том числе в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства), приложением N 9 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее - Правила федеральные).
Как указано в пункте 1 поименованных Правил, они устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации, цели и задачи которых должны обеспечивать достижение показателей (индикаторов) проектов и (или) ведомственных целевых программ, входящих в состав Государственной программы развития сельского хозяйства.
В Республике Хакасия действует государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы", утверждённая постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 ноября 2012 года N 781, согласно паспорту которой в объёмы бюджетных ассигнований включены средства федерального бюджета.
Названные выше Правила устанавливают, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, в том числе в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса, средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на поддержку начинающего фермера, на развитие семейной животноводческой фермы (пункт 3, подпункт "в" пункта 4).
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Правила федеральные не определяют никаких иных условий предоставления субсидий начинающим фермерам, кроме тех, что указаны в понятии "начинающий фермер" - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечающего установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" критериям микропредприятия, зарегистрированного на сельской территории субъекта Российской Федерации, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев с даты его регистрации (абзац шестой пункта 2).
Таким образом, правовой статус начинающего фермера, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счёт средств федерального бюджета, нормативно определён на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации, следовательно, субъект Российской Федерации не вправе в качестве условия получения гранта устанавливать дополнительные требования, в том числе к образованию и наличию трудового стажа в сельском хозяйстве.
При таком положении суд первой инстанции правомерно усмотрел несоответствие подпункта "д" пункта 2.1. Порядка N 1 Правилам федеральным.
Является верным заключение суда первой инстанции о противоречии названной региональной нормы пунктам 7 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающим запрет предоставления государственной преференции в нарушение требований, определённых главой 5 названного закона, а также создания дискриминационных условий, поскольку оспариваемое правовое регулирование исключает участие начинающих фермеров, не имеющих образование сельскохозяйственного профиля и трудовой стаж в сельском хозяйстве, в конкурсе на право получения гранта в виде субсидии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение подпункта "д" пункта 2.1. Порядка N 1 обеспечивает эффективное использовании бюджетных средств и целесообразности предоставления грантов в виде субсидий начинающим фермерам, отвечающим критериям профессиональной грамотности и опытности, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и позицию суда не опровергают.
Пункт 11 Правил федеральных содержит формулу, по которой определяется размер субсидий, предоставляемой субъекту Российской Федерации из федерального бюджета, обязательным элементом которой является доля субъекта Российской Федерации в общем количестве крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем объёме произведённой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, продукции (Кi).
Этот показатель также рассчитывается по формуле, установленной в пунктах 22 и 23, с учётом количества крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в субъекте Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, на федеральном уровне для определения размера субсидии имеет значение наряду с другими показателями количество фермерских хозяйств в субъекте Российской Федерации независимо от образования и стажа работы в сельском хозяйстве его главы. Следовательно, такие характеристики начинающего фермера не могут признаваться в качестве критерия участия в конкурсе на получение гранта.
Вместе с тем, как справедливо отметил суд первой инстанции, наличие специального образования и определённого опыта работы в сельском хозяйстве предусмотрены в разделе 3 Порядка N 1 в качестве критериев оценки заявок начинающих фермеров при распределении грантов, законность которых не оспаривается.
Поскольку пункт 3.8 Порядка N 1, закрепляющий основания для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе, в подпункте "в" предусматривает непредставление (представление не в полном объёме) указанных в пункте 3.2 Порядка документов, за исключением тех, которые заявитель вправе не представлять, суд первой инстанции законно подпункт "г" пункта 3.2 признал недействующим в той мере, в какой не предоставление заявителями копия документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего наличие среднего профессионального и (или) высшего образования сельскохозяйственного профиля, или дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля (профессиональная переподготовка), и (или) копия трудовой книжки, подтверждающей наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трёх лет, и (или) выписка из по хозяйственной книги, подтверждающая ведение личного подсобного хозяйства или вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трёх последних лет до дня регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера, является основанием для отказа в допуске лицам, соответствующим критериям начинающего фермера, к участию в конкурсном отборе на право получения мер государственной поддержки.
Довод апелляционной жалобы о том, что норма пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление государственных преференций, основан на неправильном толковании действующего законодательства. Названная статья регулирует отношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат основания для отмены по существу правильного судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2018 г. N 55-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был