Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 44-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании не действующим в части Порядка предоставления субсидий региональным спортивным федерациям из бюджета Пермского края на проведение спортивных мероприятий, включённых в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 9 августа 2017 года N 720-п, по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2018 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
9 августа 2017 года Правительством Пермского края принято постановление N 720-п, пунктом 1 которого утверждён Порядок предоставления субсидий региональным спортивным федерациям из бюджета Пермского края на проведение спортивных мероприятий, включённых в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края (далее - Порядок), размещённый на Официальном портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 14 августа 2017 года и опубликованный в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, N 32.
Указанное постановление действует в редакции с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Пермского края от 1 ноября 2017 года N 889-п. Названный региональный нормативный правовой акт устанавливает порядок предоставления субсидий региональным спортивным федерациям из бюджета Пермского края на проведение спортивных мероприятий, включённых в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, признав главным распорядителем бюджетных средств Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края (далее - Министерство).
Раздел IV Порядка регулирует вопросы осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение.
Так, согласно пункту 4.1 обязательную проверку соблюдения условий предоставления и целевого использования субсидий осуществляет Министерство и органы государственного финансового контроля.
Пункт 4.2 содержит предписание, согласно которому при нарушениях спортивной федерацией установленных условий, целей и порядка предоставления субсидий, выявленных по фактам проверок, проведённых Министерством, предоставленная субсидия подлежит возврату в полном объёме в доход бюджета Пермского края.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Порядка не действующим в той мере, в которой он не предусматривает порядок и сроки возврата субсидий в бюджет Пермского края в случае, если факт нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявлен в ходе проверок, проведённых уполномоченным органом государственного финансового контроля, считая, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части не соответствует нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Решением Пермского краевого суда от 28 февраля 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит судебный акт отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда законным и не усматривает оснований для его отмены.
Общие вопросы физической культуры и спорта отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 4.4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится содействие в осуществлении мероприятий по подготовке спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации к всероссийским, межрегиональным и региональным официальным спортивным мероприятиям и по участию в них, в том числе путём предоставления государственной поддержки региональным спортивным федерациям в соответствии с данным федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами, в частности, деятельности в области физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности (подпункт 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в том числе в финансовой форме.
Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объёма и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Как установлено судом, Законом Пермского края от 29 декабря 2016 года N 34-ПК "О бюджете Пермского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" утверждены субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, - региональным спортивным федерациям на проведение спортивных мероприятий, включённых в календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Пермского края, в рамках реализации государственной программы Пермского края "Развитие физической культуры и спорта" на 2013-2020 годы.
В соответствии со статьёй 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным Собранием Пермского края 19 апреля 2007 года, высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края является Правительство Пермского края.
Выводы суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением его формы, порядка принятия и опубликования, участвующими в деле лицами не оспариваются.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года N 541 (далее - Общие требования).
Согласно пункту 2 Общих требований нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации, устанавливающие порядок определения объёма и предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), должны содержать не только общие положения о предоставлении субсидий, условия и порядок их предоставления, требования к отчётности, но и требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Пунктом 6 названного федерального нормативного правового акта предусмотрено, что требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают в том числе такую меру ответственности, как возврат субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведённых не только главным распорядителем как получателем бюджетных средств, но и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля (подпункт "б").
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемый региональный нормативный правовой акт с приведёнными федеральными нормами, пришёл к правильному выводу, что Порядок в оспариваемой части не соответствует пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 6 Общих требований, поскольку не предусматривает мер ответственности получателя субсидии за нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в результате проверок, проведённых уполномоченным органом государственного финансового контроля.
Довод жалобы о том, что решение постановлено не по заявленным в административном исковом заявлении требованиям, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Обращаясь в суд, административный истец указывал на отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте положений, определяющих порядок и сроки возврата субсидий в бюджет Пермского края в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведённых уполномоченным органом государственного финансового контроля.
Согласно пункту 6 Общих требований порядок и сроки возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации представляют собой меру ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Таким образом, признание судом не действующим Порядка в той мере, в которой данный нормативный правовой акт не предусматривает мер ответственности получателя субсидии за нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведённых уполномоченным органом государственного финансового контроля, соответствует заявленным административным истцом требованиям.
Доводы о невозможности установления в нормативном правовом акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации порядка и сроков возврата субсидии со ссылкой на нормы федерального законодательства, регулирующего вопросы деятельности органов государственного финансового контроля, не могут быть признаны правильными.
Включение в нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации требований об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение не может рассматриваться как вторжение в компетенцию органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, и не предполагает урегулирование в данном нормативном правовом акте вопросов, связанных с осуществлением полномочий органами государственного финансового контроля.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не содержат основания для отмены по существу правильного судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 44-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был