Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Проблемные вопросы правоприменительной практики
28. Пунктом 1.1. статьи 20 Закона N 41-ФЗ установлено, что лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
Вместе с тем нормами Закона N 41-ФЗ не предусмотрена обязанность со стороны аффинажных организаций о заключении договоров на обработку (переработку) лома и отходов, предлагаемого объектами специального учета, особенно в отношении партий лома и отходов, характеризующихся малыми объемами и низким содержанием драгоценных металлов.
29. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона N 41-ФЗ перевозка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется воздушным, морским, внутренним водным, железнодорожным транспортом и специализированными транспортными средствами автомобильного транспорта, оборудованными соответствующими техническими устройствами, в сопровождении вооруженной охраны.
Учитывая характеристики транспортируемого в аффинажные организации минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, лома и отходов, их объемы и количественное содержание в них драгоценных металлов, исполнение требований пункта 3 статьи 29 Закона N 41-ФЗ для основной части объектов специального учета, 90% которых относятся к субъектам малого предпринимательства, не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат.
30. Положениями пункта 6 постановления Правительства N 731 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав технических материальных средств, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
В тоже время, как следует из проведенного обобщения и анализа практики, большинство установленных нарушений при организации учета драгоценных металлов, входящих в состав технических материальных средств, связано с отсутствием данных о наличии и содержании драгоценных металлов в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации), сопровождающей технические материальные средства, поступающие и находящиеся в распоряжении проверенных объектов специального учета.
В этой связи актуален вопрос о повышении ответственности организаций промышленного сектора экономики за несоблюдение требований пункта 26 приказа Минфина N 231н, согласно которому организации-изготовители продукции, оборудования, приборов, инструментов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, отражают в документации, сопровождающей готовую продукцию, сведения о массе драгоценных металлов и драгоценных камней.
31. В соответствии с пунктом 23 Минфина N 231н при списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам (далее - сырье) и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.
По результатам переработки согласно пункту 25 приказа Минфина N 231н бухгалтерия организации-сдатчика лома и отходов драгоценных металлов сопоставляет данные о количестве драгоценных металлов в сданном на переработку сырье с паспортными данными, выданными аффинажными организациями и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций.
Исполнение указанного пункта приказа Минфина N 231н объектами специального учета возможно только при условии непосредственного направления организацией - сдатчиком лома и отходов в аффинажную организацию.
При этом, как показывает практика проведенных мероприятий по контролю, аффинажные организации отказывают в приеме лома и отходов от собственников при незначительных объемах сырья и низком содержании в его составе драгоценных металлов, а также при невысокой степени его предварительной подготовленности.
В этой связи организации-сдатчики вынуждены передавать лом и отходы организациям, осуществляющим его заготовку, первичную обработку и переработку, предусматривающую, в том числе объединение отдельно поступающих групп сырья в укрупненные партии. Как следствие, организации-сдатчики лишаются возможности получения паспортных данных от аффинажных организаций по собственной группе сырья, как составной части укрупненной партии.
32. Раздел IV "Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней" приказа Минфина N 231н не содержит конкретных требований по технической укрепленности помещений, предназначенных для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, что при проведении проверок в отдельных случаях не позволяет должностным лицам Госинспекций принять квалифицированное решение об отсутствии (или наличии) нарушений обязательных требований.
33. Пунктом 46 приказа Минфина N 231н установлено, что взвешивание драгоценных металлов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, промпродуктов, полупродуктов, лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, производится на весах, обеспечивающих необходимую точность взвешивания:
а) золота, платины, палладия в виде слитков, полуфабрикатов и изделий:
- при массе до 1 кг - 0,01 г;
- при массе свыше 1 кг - 0,1 г;
б) золота, платины и палладия в виде лома - 0,1 г;
в) серебра в виде изделий - 0,1 г;
г) серебра в виде слитков, полуфабрикатов и лома - 1,0 г.
То есть в случае взвешивания партии материалов (например, промпродуктов, полупродуктов, лома и отходов), содержащих золото, массой более 1 кг, точность взвешивания в соответствии с требованиями пункта 46 приказа Минфина N 231н должна составлять - 0,1 г. Вместе с тем, учитывая, что общая масса указанной партии материалов может находиться в диапазоне от десятков килограмм до десятков тонн и выше, то обеспечить требуемую точность взвешивания не представляется возможным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.