Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 308-КГ18-5714
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2018 по делу N А32-18149/2017, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 28.02.2017 N 52-5591/17-32-20 решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 72,2013 га с кадастровым номером 23:34:0901000:0242, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, Успенский район, с/о Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское" участок N 84 (далее - земельный участок), о понуждении к подготовке и направлению заявителю проекта договора купли-продажи.
К участию в деле привлечены администрация муниципального образования Успенский район, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" в лице филиала Майкопского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее - администрация района, управление, АО "ЧМН", ООО "Газпром трансгаз Краснодар").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:34:0901000:0242 площадью 72,2013 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с\о Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское" участок N 84 не является ограниченным в обороте и может быть предоставлен в собственность с указанием в договоре условий и ограничений, установленных для обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Указанный земельный участок не был переведен в категорию земель историко-культурного назначения, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Достоверно не установлен факт включения выявленного объекта археологического наследия "Курганная группа", уточненное название "Курганная группа "Каблук 1" в перечень выявленных объектов культурного наследия распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края от 08.01.2002 N 1-р, так как вышеуказанный перечень в суд не был представлен.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, спорный земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2017).
Департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 23.05.2005 N 0000000964 аренды указанного земельного участка до 23.05.2015 (свидетельство о государственной регистрации права от 30.08.2005 серии 23-АА N 314421).
В дальнейшем на основании постановления администрации района от 18.06.2015 N 594 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 18.06.2015 N 8834000343 спорного земельного участка до 17.06.2025 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2017).
Общество обратилось в департамент с заявлением от 30.12.2016 о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
В письме от 28.02.2017 N 52-5591/17-32-20 Департамент сообщил Обществу о принятом решении отказать в предоставлении без проведения торгов в собственность спорного земельного участка, указав на то, что договор от 18.06.2015 N 8834000343 имеет признаки ничтожности; через земельный участок проходят действующие магистральные газопровод и нефтепровод "Малгобек-Тихорецк" и согласно заключению управления от 28.12.2016 N 78-9187/16-01-22, указанный земельный участок расположен на территории и в границах зон охраны объекта археологического наследия - Курганная группа "Каблук 1" (4 насыпи).
Общество, полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено право граждан, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у уполномоченных органов отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при его использовании, на приобретение такого участка в собственность в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Земельным кодексом к случаям приобретения в частную собственность публичных земель без проведения торгов отнесена продажа земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения с ним договора аренды этого участка при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3). При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган проверяет наличие оснований, препятствующих этому (пункт 5 статьи 39.17). Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", статья 21 которого содержит аналогичные положения.
Положениями Земельного кодекса установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, с правом федерального законодателя на установление исключений из этого правила. К ограниченным в обороте отнесены находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия (пункты 2, 3, подпункт 4 пункта 5 статьи 27). Отнесение земель, имеющих историко-культурное значение, к землям особо охраняемых территорий, производится путем их изъятия постановлениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установления особого правового режима (пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 94). Земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов археологического наследия, используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого и не соответствующая ему деятельность не допускаются. На таких землях, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность, а в их пределах за границами населенных пунктов вводится особый правовой режим использования, запрещающий несовместимую с основным назначением этих земель деятельность (подпункт 1 пункта 1, пункты 2, 3, 4 статьи 99).
Согласно пунктам 3, 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа. Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения (статья 5 Закона N 73-ФЗ). Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему (пункт 5 статьи 5.1). Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36). Законодатель допускает приватизацию земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (как включенного в реестр, так и выявленного), с обязательным включением в договор купли-продажи обязанности покупателя по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, или соблюдению особого режима использования такого участка (пункты 7, 9 статьи 48). При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия после приватизации земельного участка сохраняется в государственной собственности. Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (пункты 2, 3 статьи 49, пункт 1 статьи 50).
В силу прямого указания статьи 1 Закона Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 313-КЗ), утвержденный данным Законом перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, не содержит сведений о выявленных объектах культурного наследия. Согласно информации управления от 28.12.2016 N 78-9187/16-01-22, Курганная группа "Каблук 1" (4 насыпи; (учетная карта N 23164420001) с местоположением: Краснодарский край, Успенский район, с. Коноково, 3,6 км к юго-западу от села на расстоянии 3,55 км к западу - юго-западу от пересечения ул. Крымской и ул. Донской с. 4 Коноково (азимут 266,7°) и на расстоянии 0,56 км к юго-западу от пересечения автодороги Р-217 "Кавказ" с автодорогой на х. Зуево (азимут 192,6°) привязки к центру кургана N 2), является именно выявленным объектом археологического наследия и охраняется государством в соответствии со статьей 16.1 Закона N 73-ФЗ и приказом управления от 14.12.2007 N 24.
Данный объект археологического наследия в целях сохранения историко-культурного наследия Краснодарского края на основании решения экспертной комиссии от 04.12.2001 распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 08.01.2002 N 1-р включен в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (по видам).
Оценив и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса доказательства, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии условий для предоставления спорного земельного участка в собственность общества до осуществления мероприятий, обеспечивающих раздельный оборот земельного участка и выявленного объекта археологического наследия.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 308-КГ18-5714 по делу N А32-18149/2017
Текст определения официально опубликован не был