Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для руководства в работе основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Заместитель директора |
О.П. Колударова |
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель приоритетного проекта,
заместитель Министра образования и науки
Российской Федерации
И.П. Потехина
3 июля 2018 г.
Основные требования
к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
I. Общие положения
Внедрение системы персонифицированного финансирования направлено на обеспечение доступности дополнительного образования детей, обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными программами дополнительного образования, в целях применения настоящих требований далее именуемыми потребителями государственных (муниципальных) услуг.
Задача внедрения системы персонифицированного финансирования, в том числе достижения к 2020 году показателя 50% детей, охваченных дополнительным образованием, с использованием персонифицированного финансирования путем закрепления за участниками дополнительного образования определенного объема средств и их передачи организациям и индивидуальным предпринимателям после выбора соответствующих программ, предусмотрена паспортом приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, основным механизмом развития дополнительного образования детей является персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размера персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем.
Таким образом, целью внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей является предоставление детям права получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и их семей) дополнительное образование без ограничения возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую дополнительную общеразвивающую программу.
При применении настоящих требований:
- под государственными (муниципальными) услугами в сфере дополнительного образования понимаются государственные (муниципальные) услуги, включенные в сформированные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации общероссийские (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в сфере дополнительного образования, оказываемые физическим лицам в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- под уполномоченным органом понимается орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, утверждающий государственное (муниципальное) задание, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации принимать бюджетные обязательства соответственно от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования, связанного с исполнением государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования;
- под исполнителями услуг (или поставщиками образовательных услуг) понимаются юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги дополнительного образования по сертификатам;
- под потребителем государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования понимается физическое лицо, имеющее в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, право на получение государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования на безвозмездной основе;
- под сертификатом понимается именной документ на электронном (в отдельных случаях бумажном) носителе, удостоверяющий право обладателя сертификата услуг получать в определенном объеме и на определенных условиях услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ и право исполнителя услуги получать из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансирование затрат, связанных с оказанием услуги.
II. Основные принципы системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
В основе системы персонифицированного финансирования лежат следующие принципы:
1. Равный и свободный доступ детей (без конкурсного отбора, квот и т.д.) к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным программам (за исключением предпрофессиональных программ, предусматривающих отбор детей для зачисления на программу).
2. Свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации.
3. Право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в том числе наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг.
4. Информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования.
5. Равный доступ исполнителей образовательных услуг не зависимо от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования.
6. Наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ поставщиком в соответствии с сертификатами.
7. Принцип персональной закрепленности средств за получателем сертификата, в том числе именная принадлежность сертификата и запрет (отсутствие возможности) передачи средств третьим лицам.
С учетом целей и принципов системы персонифицированного финансирования выделяются следующие критерии системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (таблица):
Таблица
Наименование критерия |
Обоснование признака (соотнесение с мотивом внедрения) |
Признаки, определяющие соответствие критерию |
1 |
2 |
3 |
Обеспечение закрепления финансирования за ребенком |
В рамках персонифицированного финансирования осуществляется закрепление за ребенком права получить услугу в соответствии с его выбором. Для того чтобы образовательные программы предлагались с учетом индивидуальных потребностей детей, исполнители образовательных услуг должны ориентироваться на потребности детей, обладающих сертификатами, а не на программы, которые уже реализуются у исполнителя, но не востребованы детьми (в том числе "исторически" реализуемые программы, не отвечающие современным запросам). Система должна строиться на принципах общественно-профессиональной оценки качества программ и, при необходимости, их рейтингования. Получение сертификата определяет закрепление соответствующих организационных и финансовых ресурсов, сертификат не должен являться необеспеченным и нереализуемым правом |
Ведется реестр детей, обладающих сертификатом дополнительного образования. Все дети, за которыми закреплены гарантии по сертификатам, могут ими воспользоваться (с учетом ограниченности мест для приема на каждую конкретную программу). Объемы средств, предусмотренных на обеспечение сертификатом(-ами), определены и предусмотрены в соответствующем уровне бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации/местных бюджетов), а также установлены правовым актом субъекта Российской Федерации (муниципалитета). Объем (размер) обеспечения, предусмотренного сертификатами, для детей одной категории не различается |
Обеспечение конкуренции в сфере дополнительного образования детей |
Единственным требованием, предъявляемым к исполнителям образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования, является осуществление ими образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования. При этом в случае реализации дополнительных общеобразовательных программ такому требованию могут соответствовать как организации, осуществляющие образовательную деятельность, так и индивидуальные предприниматели. Включение в систему должно осуществляться на основании заявительного принципа, не допускается установление ограничений для отдельных исполнителей, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере предоставления бюджетных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Информация о порядке включения в систему должна быть доступна для всех потенциальных участников. В этом случае будет обеспечена возможность качественного обновления содержания и технологий образовательных программ в условиях возникающей конкуренции. Принцип финансирования программ за счет сертификата должен быть нормативно закрепленным, единым, в том числе это выражается в отсутствии преференций для отдельных видов поставщиков, и обеспечивающим равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг. Так, например, для семей, выбирающих организации по субъективным критериям, при принятии выбора не должен вставать вопрос о том, что сертификат выгоднее использовать у определенной группы поставщиков, например, в муниципальных учреждениях, именно по причине дополнительных ограничений (преференций), а не по причине более финансово эффективной реализации образовательной программы |
Соблюдается заявительный принцип включения поставщиков образовательных услуг в систему. Обеспечена полная информационная открытость информационной системы для потенциальных поставщиков образовательных услуг. Для всех поставщиков образовательных услуг установлен единый порядок включения в систему. Основным требованием для включения в систему является соблюдение норм законодательства в сфере реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе наличие права на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Включение поставщика образовательных услуг автоматически определяет его право на зачисление детей на обучение по сертификатам и получение соответствующего финансового обеспечения (в том числе не предусматриваются дополнительные условия, такие как конкурсный отбор, распределение квот приема детей, прохождение проверки на право заключения договора и др.). Для однородных образовательных программ поставщиками образовательных услуг устанавливаются однородные нормативы финансового обеспечения их реализации за счет средств сертификата дополнительного образования. Нормативы обеспечения программ учитывают все затраты, необходимые для их реализации, в объеме, реально отражающем потребности организаций (не допускается по сертификатам оплачивать лишь часть необходимых затрат, сохраняя финансирование оставшейся части для государственных [муниципальных] организаций за счет субсидий, недоступных для иных поставщиков образовательных услуг) |
Предоставление сертификата |
Наличие возможности получения дополнительного образования детей на основе финансового обеспечения сертификата у любого исполнителя образовательных услуг, включенного в реестр. Система персонифицированного финансирования должна обеспечивать не только возможность направления средств тому, кого выбрал ребенок, но и перенаправления средств финансового обеспечения сертификата вслед за изменением его выбора (вне зависимости от периода пройденной программы, смены типа поставщика образовательных услуг, в том числе с государственного на негосударственного) при условии соблюдения рациональности и возмещения понесенных затрат поставщиков образовательных услуг за период освоения ребенком образовательной программы |
Предусматривается возможность изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы (периодичность определена и нормативно закреплена). Набор детей может осуществляться организацией в соответствии с порядком, определенным в любой момент (не только в период так называемого "распределения обучающихся"). Родители (законные представители) детей свободны в принятии решений об изменении места и (или) программы обучения с соответствующим "переносом" сертификата. Порядок финансового обеспечения получения ребенком дополнительного образования по сертификату (заключенное соглашение или договор) предусматривают точный расчет объема оплаты услуг в зависимости от фактического объема оказанных услуг. Отсутствует "квотирование" по поставщикам образовательных услуг, в том числе в части объемов средств, предусмотренных на оплату услуг в муниципальных, государственных, частных организациях, а также у индивидуальных предпринимателей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 июля 2018 г. N 09-953 "О направлении информации"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", август 2018 г., N 16