В настоящее время существует правовая неопределенность в отношении обязательности применения государственных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - перечень).
Согласно абзацу четвертому части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184) требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, не включенные в технические регламенты, не могут носить обязательный характер.
Кроме того, на основании абзацев двадцать второго и двадцать восьмого статьи 2 Закона N 184 национальные стандарты и своды правил применяются исключительно на добровольной основе.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона.
Минэкономразвития России считает, что применение национальных стандартов и сводов правил (их отдельных положений), включенных в перечень, на обязательной основе противоречит нормам Закона N 184.
В настоящее время данный перечень включает 91 документ, в том числе 8 государственных стандартов и 83 свода правил. При этом следует обратить внимание, что по информации, полученной из справочно-правовых систем, Минюстом России зарегистрировано 2 свода правил, содержащихся в перечне.
Так, например, пункт 77 перечня указывает на обязательное применение разделов 3 - 9, 10 (пунктов 10.1.1, 10.1.3, 10.1.4, 10.2.1 - 10.2.9, 10.3.1 - 10.3.7), 11, 12 (пункты 12.1.1, 12.1.3 - 12.1.5, 12.2.2 - 12.2.7, 12.3.1 - 12.3.10), 13 (пункты 13.1.1 - 13.1.4, 13.2.2 - 13.2.7, 13.3.1 - 13.3.5), 14 (пунктов 14.1.1, 14.1.3 - 14.1.6, 14.2.1 - 14.2.7, 14.3.1 - 14.3.6), 15, 16 (пунктов 16.1.1 - 16.1.3, 16.2.1 - 16.2.8, 16.2.10 - 16.2.13, 16.3.1 - 16.3.22, 16.4.1 - 16.4.8), 17 Свода правил "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002", утвержденного постановлением Госстроя России от 17 сентября 2002 г. N 123. Указанный свод правил зарегистрирован в Минюсте России 18 октября 2002 г. N 3880.
В этой связи остаются неясными правовые основания обязательности применения лишь отдельных положений указанного свода правил в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р, поскольку указанный акт прошел процедуру государственной регистрации и, соответственно, на основании Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), является нормативным правовым актом.
Отмечаем, что в соответствии с пунктом 10 Правил N 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, а также имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.
При этом в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88, технические акты, в том числе государственные стандарты и своды правил, не подлежат представлению на государственную регистрацию в случае, если они не содержат нормативных предписаний.
Вместе с тем Минэкономразвития России считает, что включенные в перечень государственные стандарты и своды правил (их отдельные положения) содержат обязательные требования, рассчитанные на неоднократное применение и обращенные к неопределенному кругу лиц, и поэтому являются нормативными правовыми актами.
Кроме того, применение таких государственных стандартов и сводов правил (их отдельных положений) может необоснованно затруднять ведение предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, в настоящее время в Минэкономразвития России поступают запросы от субъектов предпринимательской деятельности, содержащие информацию о том, что применение государственных стандартов и сводов правил (их отдельных положений), включенных в перечень, влечет возникновение дополнительных расходов.
Учитывая, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" является уполномоченным органом на проведение экспертизы действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, просим дать разъяснения о правовом статусе государственных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, разъяснения в части необходимости или отсутствии необходимости государственной регистрации указанных государственных стандартов и сводов правил, а также высказать позицию в отношении необходимости установления особенностей порядка разработки таких государственных стандартов и сводов правил.
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 марта 2014 г. N 4072-ОФ/Д26и "Об обязательном применении государственных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р"
Текст письма официально опубликован не был