Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к методическим рекомендациям по разработке
и реализации мероприятий по организации
дорожного движения. Развитие пешеходных
пространств поселений, городских округов в
Российской Федерации
Оценка качества пешеходного пространства
1. Качество пешеходного пространства зависит от множества факторов, обеспечивающих удобство жизни в городе различных социальных групп населения. Оценка качества пешеходного пространства необходима для выявления проблем пешеходной улицы во всех возможных областях благоустройства и определения перспективных участков ее развития.
При оценке используются все описанные выше исследования: картирование графика интенсивности контактов и выявление точек привлечения внимания, территориальный историко-культурный анализ района и рассматриваемой территории, потребности определенных групп пользователей пешеходного пространства.
2. Задачи исследования:
получение информации о проблемах и путях их решения от специалистов;
получение оценок и мнений профессионального сообщества;
определение перспективных направлений развития пространства;
мониторинг состояния качества пешеходной среды для локального участка.
3. Цели исследования - получение детальной информации и оценок качества пешеходного пространства от специалистов.
4. Объект исследования - пешеходное пространство.
5. Предмет исследования - факторы, влияющие на качество пешеходного пространства.
6. Метод исследования - субъективная экспертная оценка с элементами анкетирования.
Анкетирующий проводит опрос экспертов (специалистов городского хозяйства, ЖКХ и благоустройства) на выделенной для мониторинга дороге.
Для каждого эксперта выделяется несколько критериев, по которым он оценивает пространство и определяет проблемные моменты в своей области. Анкетирующий заносит оценки эксперта в таблицу и задает уточняющие вопросы, записывая их на диктофон. Во время опроса на фотоаппарат фиксируются проблемные участки, на которые эксперт хочет обратить внимание. Анкетирующий внимательно расспрашивает эксперта по поводу проблем, а также их решений и перспективных для развития участков пешеходного пространства. Опрос считается законченным, когда все критерии оценены.
7. Рекомендации для анкетирующего.
Анкетирующий должен внимательно изучить тематику, по которой проводится анкетирование, опросить специалистов, на что следует обратить особое внимание эксперта.
По итогам анкетирования составляется пояснительная записка, которую анкетирующий высылает эксперту для подтверждения.
8. Пояснительная записка должна содержать:
заполненную оценочную таблицу;
описание каждого критерия: настоящую ситуацию, проблемы, решения, перспективы развития;
фотографии, подтверждающие описание.
9. Выборка
Эксперты - современные специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. Это могут быть ученые, работники научно-исследовательских организаций, сотрудники негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, члены экспертных советов, руководители компаний или их крупных подразделений и другие эксперты.
Таким образом, для опроса выбираются следующие респонденты:
ландшафтный архитектор. Оценка следующих критериев: физический комфорт, экологичность;
архитектор. Оценка следующих критериев: эстетический облик и его целостность;
специалист в транспортной сфере. Оценка следующих критериев: транспортная/ пешеходная организация взаимодействия; инфраструктура автомобильного транспорта; инфраструктура велосипедного транспорта; инфраструктура транспортных средств общего пользования.
10. Субъективные показатели, используемые при оценке качества пешеходного пространства.
Для анализа качества пешеходного пространства, опираясь на критерии, описанные выше, отобраны 57 субъективных агрегированных показателей, отражающих мнение экспертов относительно различных сторон его функционирования, каждый показатель имеет структурный элемент-маркер, по которым он измеряется.
Структурные элементы необходимо проверить в пилотном исследовании и при необходимости скорректировать. Предварительный набор показателей качества пешеходного пространства приведен в форме 5-1.
Форма 5-1
Субъективные показатели, используемые при оценке качества пешеходного пространства
Показатель |
Описание |
| |
|
Наличие фирменного стиля пешеходного пространства |
|
Визуальная привлекательность оформления зданий: эстетичность вывесок, оформление витрин, наличие и качество озеленения; |
|
Визуальная привлекательность фасадов зданий |
|
Степень износа зданий |
|
Наличие точек обзора |
|
Пропорциональность ширины дороги и высоты зданий |
|
Использование исторических памятников |
|
Соответствие пространства историческим традициям территории |
|
Наличие достопримечательностей |
|
Уникальность решений дизайна и благоустройства |
| |
|
Наличие художественно-изобразительных объектов (скульптура, мозаика, панно) на дороге |
|
Открытость заведений на первых этажах (веранды, открытые окна, витрины) |
|
Наличие мест для остановок пешехода |
|
Пространственное и функциональное разнообразие |
|
Соответствие реализации запросу пользователей, выполненному на этапе проектирования |
|
Уличная активность |
|
Событийный ряд |
|
Соответствие пространства досугово-культурному запросу жителей района |
| |
|
Доступность |
|
Количество мест для отдыха |
|
Расположение мест для отдыха |
|
Качество мест для отдыха |
|
Наличие и разнообразие уличного сервиса |
|
Освещенность |
|
Наличие затененных и открытых участков |
|
Чистота дороги |
| |
|
Качество воздуха |
|
Наличие озеленения |
|
Качество озеленения |
|
Разнообразие (деревья/кустарники/растения) |
|
Долговечность озеленения |
|
Соответствие озеленения и оформления климатическому региону |
|
Удаленность от проезжей части |
|
Эффективное использование водных ресурсов, организация водостока |
|
Энергоэффективность |
|
Организация надземных и подземных коммуникаций |
|
Уровень шума |
| |
|
Ширина дороги |
|
Ширина тротуара при подходе к пространству |
|
Защищенность пространства от автомобилей |
|
Наличие препятствий по ходу движения пешеходного потока: лестницы, заборы, столбики, лавочки, фонари |
|
Организация переходов к пешеходному пространству |
|
Уровень тротуара в сравнении с уровнем автомобильного полотна |
|
Качество пешеходного покрытия |
|
Навигация. Наличие информации для пешеходов, схем района, карт |
| |
|
Возможность остановки и высадки пассажиров рядом с пешеходным пространством |
|
Наличие парковки |
|
Наличие знаков дорожного движения и ограждений |
|
Качество дорожного покрытия |
|
Наличие разметки дорожного покрытия |
|
Видимость в точках пересечения транспортных потоков |
|
Наличие светофоров перед пешеходным пространством |
| |
|
Наличие велодорожек |
|
Наличие велопарковок |
|
Возможность взять велосипед напрокат |
| |
|
Наличие остановок транспортных средств общего пользования рядом с пешеходным пространством |
|
Состояние остановок |
|
Функционирование транспортных средств общего пользования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.