Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к методическим рекомендациям по разработке
и реализации мероприятий по организации
дорожного движения. Развитие пешеходных
пространств поселений, городских округов в
Российской Федерации
Рекомендации
по определению основных компонентов пешеходных пространств
1. Основные особенности, включая краткую характеристику и ориентировочные расчетные показатели, которые должны учитываться при проектирования пешеходных пространств, представлены в форме 3-1.
Форма 3-1
Основные особенности проектирования пешеходных пространств
Виды пешеходных пространств |
Краткая характеристика |
Особенности проектирования, основные параметры (минимальные показатели) и принципы проектирования |
Тротуары вдоль дорог, на которых преобладают транспортные средства |
Данный вид пешеходных пространств характеризуется в первую очередь высокой опасностью для пешеходов и столкновением их интересов с интересами автомобилистов. С другой стороны, такие места обычно обладают свойствами высокой проходимости, открытости, визуальной и физической доступности, в связи с этим часто используются для коммерческой деятельности (вдоль таких тротуаров часто располагаются магазины, банки и другие сервисные организации, которые должны быть легкодоступными). Негативные черты таких пешеходных пространств в основном зависят от скорости и интенсивности автомобильного потока на дороге, к которой примыкают, и могут быть нивелированы за счет создания "буферной зоны" из деревьев и других зеленых насаждений между дорогой и тротуаром. Тротуары можно охарактеризовать в большей степени как транзитные, нежели как общественные пространства. |
Ширину основных пешеходных коммуникаций рекомендуется рассчитывать в зависимости от интенсивности пешеходного движения в часы "пик" и пропускной способности одной полосы движения. Трассировку пешеходных коммуникаций рекомендуется осуществлять (за исключением рекреационных дорожек) по кратчайшим направлениям между пунктами тяготения или под углом к этому направлению порядка 30°. Общая ширина пешеходной коммуникации в случае размещения на ней некапитальных нестационарных сооружений, как правило, складывается из ширины пешеходной части, ширины участка, отводимого для размещения сооружения, и ширины буферной зоны (не менее 0,75 м в стесненных условиях, 1,5 м - при новом строительстве), предназначенной для посетителей и покупателей. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы "пик" до 50 чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч - не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек. Минимальная ширина полосы пешеходного движения (без размещения на ней некапитальных нестационарных сооружений) - 0,75 м в стесненных условиях, 1 м - при новом строительстве. Ширина велопешеходной дорожки 3 м (при интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч;), в стесненных условиях - 2 м (при интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.). Ширина полосы для велосипедистов - 1,2 м, в стесненных условиях - 0,9 м. При проектировании каждой из трех основных групп осветительных установок (функционального, архитектурного освещения, световой информации) рекомендуется обеспечивать: - количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими нормами искусственного освещения селитебных территорий и наружного архитектурного освещения; - надежность работы установок согласно Правилам устройства электроустановок (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003), безопасность населения, обслуживающего персонала и, в необходимых случаях, защищенность от вандализма; - экономичность и энергоэффективность применяемых установок, рациональное распределение и использование электроэнергии; - эстетику элементов осветительных установок, их дизайн, качество материалов и изделий с учетом восприятия в дневное и ночное время; - удобство обслуживания и управления при разных режимах работы установок. |
Тротуары и переходы у магистралей с маршрутами транспортных средств общего пользования |
Дороги с высокой интенсивностью автомобильного движения внутри города часто служат основными маршрутами передвижения транспортных средств общего пользования. Поскольку ходьба является неизбежным дополнением транспортных средств общего пользования, подобные элементы сети дорог порождают крупные пешеходные потоки, и правильная организация пешеходной инфраструктуры на прилегающих территориях и вдоль маршрутов транспортных средств общего пользования крайне важна. |
|
Дороги с ограниченным движением транспортных средств и пешеходные улицы |
Частично или полностью пешеходные улицы в основном располагаются в центральных или исторических частях городов и выполняют туристическую, культурную или рекреационную функцию. Зачастую они являются некоторыми рекреационными "островками", окруженными с разных сторон транспортными артериями. В иных случаях они могут быть составляющими пешеходных маршрутов в центральных или исторических частях городов. Составляющими таких пешеходных пространств могут быть кафе, бары, рестораны, ориентированные на дорогу, а также другие развлекательные и культурные заведения, посещение которых может заинтересовать человека во время прогулки. Частично или полностью пешеходные улицы обычно вмещают в себя многообразие продуманных деталей, таких как уличная мебель, электрическое освещение и дополнительная подсветка, особенное оформление фасадов. Такие пространства скорее служат досуговой функции, чем транзитной. |
|
Пешеходные зоны, временно ограниченные от движения транспортных средств (например, в выходные дни). |
Таким пространством в определенные промежутки времени могут, становится как проезжие части, целые дороги, так и площади, и парковки перед культурными или развлекательными объектами. |
Основное свойство таких пространств - гибкость, они планируются таким образом, чтобы легко трансформироваться и подстраиваться под нужды абсолютно разных пользователей (автомобилистов и пешеходов). Уникальность этих пространств состоит в полном замещении функции транзита на функцию общественного пространства на некоторый (обычно короткий) период. |
Улицы совместного использования |
Создание улиц совместного использования пешеходами и автомобилистами - мера, подходящая историческим центрам многих городов, особенно она популярна в Европе. Такие улицы отличаются низкой пропускной способностью, вследствие чего все их пространство используется фактически одновременно и пешеходами, и автомобилистами. |
Безопасность непосредственного контакта пешеходов и автомобилистов обеспечивается ограничением въезда на такие улицы, скоростью движения транспортных средств не более 20 км/ч и низкой интенсивностью движения транспортных средств. |
Пешеходные уровни в составе развязок |
В основном представляют собой двухуровневые системы дорог с разделением движения пешеходов и транспортных средств, включая движение велосипедистов, по вертикали. Такие решения оказываются довольно сложными в техническом исполнении, но признаются перспективными, особенно в условиях перенаселенности городских центров. Такие пространства в большинстве случаев несут транзитную функцию. |
Ширину основных пешеходных коммуникаций рекомендуется рассчитывать в зависимости от интенсивности пешеходного движения в часы "пик" и пропускной способности одной полосы движения. Ширину пешеходных коммуникаций на участках возможного встречного движения инвалидов на креслах-колясках не рекомендуется устанавливать менее 1,8 м. Верхний уровень следует предоставлять пешеходам, а нижний - транспортным средствам. |
Внутрирайонные и внутриквартальные пути сообщения |
Внутри жилых районов, как и в городском центре, необходимы сети пешеходных путей, позволяющие жителям без препятствий передвигаться внутри территории своего проживания и пользоваться всеми объектами инфраструктуры. Но зачастую только в центральных районах учитывается связность пешеходных путей, причем в большей степени потому, что они представляют туристскорекреационную значимость. Тем не менее в жилых районах факт наличия таких пешеходных сетей играет не менее важную роль - кроме комфорта и удобства для жителей, также таким образом обеспечивается безопасность территорий, поскольку остается мало "слепых пятен", все пространства оказываются на виду. |
Внутрирайонные и внутриквартальные пути сообщения следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. Ширину основных пешеходных коммуникаций рекомендуется рассчитывать в зависимости от интенсивности пешеходного движения в часы "пик" и пропускной способности одной полосы движения. |
Пешеходные площади |
Пешеходные площади могут быть в составе системы пешеходных улиц - во многих случаях это подразумевает полностью пешеходный центр города. |
Пешеходные площади имеют свои архитектурноландшафтные и планировочные особенности. От обычных площадей они отличаются намного более сложной структурой и разнообразием составляющих элементов. В рамках такого пространства обычно сложно предсказать маршруты движения пользователей, поскольку оно в большей степени предназначено не для прохождения через него, а для проведения досуга. Часто пешеходные площади сами являются конечной целью прогулки и местом остановки с целью отдыха или развлечения. На пешеходных площадях могут располагаться как объекты искусства, например, так и игровые пространства. Минимальная ширина одной полосы движения 3,5 м, наименьше количество полос - 4. |
Пешеходные набережные |
Набережные - пространства у водоемов, обычно занимающие значительные по протяженности территории. Довольно часто набережные, особенно в центральных частях городов, являются пешеходными. Набережная, особенно в курортных городах, играет важную роль в экономике всей территории. Поэтому ресурс набережных в требуется использовать максимально эффективно. Пешеходные набережные в туристических городах чаще используются в качестве общественных пространств, но бывают и качественно приспособлены под нужды жителей города для транзита. |
Одним из используемых приемов при облагораживании набережных является зонирование всего пространства в зависимости от функций, специфики окружения, предполагаемых выгод. Следует отметить, что дополнительная привлекательность набережной может быть сообщена не только при помощи дорогостоящих архитектурных и планировочных решений, и даже не за счет уличной мебели и малых архитектурных форм (что используется повсеместно), но и методов использования визуальных проекций и отражающего ресурса водной глади. Минимальная ширина пешеходных дорожек 3 м, (две полосы движения). |
Бульвары |
Бульвары могут быть различными в зависимости от их расположения на карте города и исторической и культурной значимости. Основными элементами бульваров могут быть аллеи, дорожки, площадки для кратковременного отдыха, различные виды озеленения (в том числе живая изгородь) и т.д. Бульвары могут играть системообразующую роль в рамках пешеходной инфраструктуры города - к ним могут примыкать скверы, пешеходные улицы, сады. Данные пешеходные пространства обычно располагаются между тротуаром и проезжей частью, как по одной, так и по двум сторонам дороги. |
Бульвар - озелененная территория, предназначенная для транзитного пешеходного движения, прогулок, повседневного отдыха, шириной не менее 15 м. Минимальное соотношение ширины и длины бульвара следует принимать не менее 1:3. При ширине бульвара менее 25 м, как правило, следует предусматривать устройство одной аллеи шириной 3-6 м, на бульварах шириной более 25 м следует устраивать дополнительно к основной аллее дорожки шириной 1,5-3 м, на бульварах шириной более 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоемов, объектов рекреационного обслуживания (павильоны, кафе), детских игровых комплексов, велодорожек и лыжных трасс при условии соответствия параметров качества окружающей среды гигиеническим требованиям. Высота застройки не должна превышать 6 м. При озеленении бульваров рекомендуется предусматривать полосы насаждений, изолирующих внутренние территории бульвара от дороги, перед крупными общественными зданиями - широкие видовые разрывы с установкой фонтанов и разбивкой цветников, на бульварах вдоль набережных рекомендуется устраивать площадки отдыха, обращенные к водному зеркалу. При озеленении скверов рекомендуется использовать приемы зрительного расширения озеленяемого пространства. |
Трамвайнопешеходные дороги |
Часть дорожной сети, предназначенная для движения трамваев, пешеходов, велосипедистов и автомобилей экстренных служб |
Трамвайно-пешеходные дороги обычно располагаются в центре города и являются оптимальным решением для некоторых городов с точки зрения баланса между приемлемым уровнем мобильности и поддержанием благоприятной экологической ситуации. Преимуществами данного типа пешеходных пространств является то, что они предоставляют как минимум три варианта передвижения (пеший, с помощью велосипеда и посредством трамваев), но и экология тех пространств города, где они расположены, не нарушается. В некоторых российских городах, например, данный тип дороги исторически использовался в наиболее важных рекреационных зонах - исторических и культурных центрах, курортных зонах и т.д. Ширина пешеходной дорожки - 0,75 м, ширина велопешеходной дорожки 3 м (при интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч;), в стесненных условиях - 2 м (при интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.) Ширина полосы для велосипедистов - 1,2, в стесненных условиях - 0,9 м. |
Подземные и надземные пешеходные коммуникации (туннели и мосты) |
Туннели в большинстве случаев являются транзитными пространствами. Основная задача их облагораживания, в случае если они предоставлены исключительно пешеходам, состоит в обеспечении условий для создания, как реальной безопасности, так и ощущения безопасности, что, конечно, взаимосвязано (например, за счет достаточного электрического освещения). Пешеходные мосты - более распространенный и интересный тип пешеходных пространств, они зачастую выступают в качестве "визитных карточек" городов, в которых располагаются. Пешеходные мосты в зависимости от протяженности могут быть либо лишь территорией транзита (непротяженные), либо местом кратковременного отдыха и созерцания городских пейзажей (протяженные). |
Ширину пешеходных тоннелей и мостиков необходимо назначать в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения пешеходов в час "пик". Среднюю расчетную пропускную способность 1 м ширины следует принимать: тоннеля и мостика - 2000, лестниц - 1500 человек в 1 ч. Минимальную ширину пешеходных тоннелей следует принимать 3 м, а минимальную ширину двусторонних лестниц (при условии устройства двух лестниц в каждом торце тоннеля) - по 2,25 м каждая. Лестницы на пешеходных переходах в разных уровнях, расположенных на путях движения ММГН, должны быть снабжены пандусами шириной не менее 1,0 м. |
Парковые пешеходные дорожки |
С одной стороны, вся площадь парков обычно используется для отдыха и общения, носит рекреационную функцию. Но часто парковые пространства располагаются относительно других точек города таким образом, что дорожки внутри парков оказываются полноценными транзитными пешеходными пространствами. Сократить путь из дома на работу или наоборот, пройдя через парк, многим горожанам кажется приятным. Устройство таких пешеходных путей должно учитывать интересы как мам с колясками, прогуливающимися в парке, так и спешащих на работу или учебу горожан. |
Минимальная ширина парковых пешеходных дорожек 3 м, (две полосы движения), расчетная средняя скорость пешеходного движения - 4,0 км/ч. Минимальная ширина велопешеходной дорожки 3 м (при интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч;), в стесненных условиях - 2 м (при интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.) Ширина полосы для велосипедистов - 1,2, в стесненных условиях - 0,9 м. В различных градостроительных условиях рекомендуется предусматривать функциональное, архитектурное и информационное освещение с целью решения утилитарных, светопланировочных и светокомпозиционных задач, в т.ч. при необходимости светоцветового зонирования и формирования системы светопространственных ансамблей. При проектировании каждой из трех основных групп осветительных установок (функционального, архитектурного освещения, световой информации) рекомендуется обеспечивать: - количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими нормами искусственного освещения селитебных территорий и наружного архитектурного освещения; - надежность работы установок согласно ПУЭ, безопасность населения, обслуживающего персонала и, в необходимых случаях, защищенность от вандализма; - экономичность и энергоэффективность применяемых установок, рациональное распределение и использование электроэнергии; - эстетика элементов осветительных установок, их дизайн, качество материалов и изделий с учетом восприятия в дневное и ночное время суток; - удобство обслуживания и управления при разных режимах работы установок. Осветительные устройства, фонари рекомендуется устанавливать по одной стороне пешеходного пути; желательна также установка вдоль тротуара (дорожки) с активным пешеходным движением фонарей-ориентиров на высоте 0,3 - 0,4 м от земли с интервалом в 2 - 3 м. На пешеходных путях должна быть обеспечена необходимая информация, в том числе предупреждающая об опасности, об изменениях в пути, об остановках транспортных средств общего пользования, оборудованных для инвалидов, о парковках для транспортных средств, перевозящих инвалидов, о наличии элементов и устройств обслуживания, приспособленных для использования инвалидами различных категорий, - таксофонов, торговых автоматов. |
Проходы между домами. |
В основном это небольшие по площади пространства. Они представляют интерес так как бывают небезопасными, но при этом самыми удобными с точки зрения сокращения времени пути, траекториями; с другой стороны, они являются хорошим пространственным ресурсом для организации общественных пространств локального значения в рамках соседств. Примеры западных городов показывают, что в промежутках между домами (особенно малоэтажными) могут быть организованы игровые зоны, небольшие променады или изолированные от шума места отдыха. |
Минимальные расстояния между жилыми зданиями устанавливаются в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной в соответствии с нормами в области пожарной безопасности. Также следует учитывать расчеты инсоляции и освещенности. |
Пешеходные пространства внутри дворов. |
Предназначены скорее для отдыха жителей прилегающих домов, но в основном используются как парковки автомобилей и транзитные зоны, позволяющие сократить путь. |
В кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природноклиматических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться нормативами градостроительного проектирования и правилами землепользования и застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 15% общей площади квартала (микрорайона) жилой зоны. Минимальная ширина полосы пешеходного движения - 0,75 м в стесненных условиях, 1 м - при новом строительстве. |
Пешеходные тротуары около проводимых ремонтных работ |
Данный тип выделен отдельно, поскольку требует повышенного внимания с точки зрения безопасности |
Минимальная ширина полосы пешеходного движения - 0,75 м. Проведение ремонтных работ должно осуществляться с соблюдением требований безопасности. При долговременных работах устанавливают щиты, заборы, барьеры из брусьев, сигнальные шнуры и ленты, отделяющие пешеходов от транспортных потоков. Для удобства и безопасности пешеходов на проезжей части устраивают деревянные настилы, а при необходимости и козырек. Для электрического освещения должна быть устроена специальная временная подводка и установлены прожекторы. |
2. При организации пешеходных пространств рекомендуется учитывать следующие общие принципы:
обеспечение безопасности (разделение движения пешеходов и транспортных средств, включая движение велосипедистов, - достаточная ширина тротуаров, хорошая просматриваемость, освещение, наличие системы видеонаблюдения, постов полиции);
комфорт и удобство при передвижении (в том числе для ММГН);
визуальный и психологический комфорт (приемлемый уровень шума, отсутствие мусора, привлекательность фасадов, соразмерность окружения);
возможности для отдыха, остановки, общения, развлечения (наличие скамеек - особенно актуально для пожилых людей);
легкость в нахождении пути (требования к навигации и связности);
привлекательность среды (хороший дизайн, качественные материалы, продуманность в соответствии с функциями и типом пространства).
3. Иерархия критериев качества пешеходного пространства:
3.1. Личностные потребности:
эстетический облик и его целостность (хороший продуманный дизайн, проработка деталей)
высокие визуальные характеристики (красивые виды, интересные фасады, деревья, растения, естественные и искусственные водные источники)
сомасштабность (здания и пространство соразмерны в масштабе пешеходного пространства);
открытость (отсутствие заборов, закрытых дверей, глухих фасадов).
3.2. Социальные потребности:
уникальность и узнаваемость пространства (достопримечательные объекты, понимание, где находится человек);
учет интересов постоянных пользователей (соответствие реализации запросу будущих пользователей, выполненному на этапе проектирования) и пространственное разнообразие.
3.3. Основные (базовые) потребности (потребность безопасности, физиологические потребности):
а) Комфорт:
физический (отсутствие ветра, дождя/снега, холода/жары, загрязнений, пыли, шума, яркого света);
удобство движения (отсутствие препятствий, качественные покрытия);
доступность для каждого (доступность для различных категорий граждан, включая ММГН);
наличие и разнообразие уличных сервисов;
удобство эксплуатации (качество благоустройства, качество материалов, долговечность, соответствие климатическому региону (озеленение)).
б) Безопасность:
транспортная (на дороге) / пешеходная (на тротуаре) - организация взаимодействия;
защита от преступности (многофункциональность в различное время суток (днем/ночью), хорошая освещенность, наличие систем видеонаблюдения и тревожных кнопок).
в) Экологичность (соответствие принципам устойчивого развития):
качество воздуха (наличие озеленения);
качество озеленения (разнообразие (деревья/кустарники/растения); соответствие климатического региону, соблюдение технологии посадки);
эффективное использование водных ресурсов (системы полива).
г) Энергоэффективность (инженерия) - (продуманная организация надземных и подземных коммуникаций (снижение аварийности инженерных систем)).
3.4. При принятии решений следует учитывать, что в условиях современного городского развития пешеходы - приоритетная группа пользователей городской среды, а качество пешеходных пространств позволяет обеспечить благоприятное впечатление о деятельности органов власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.