Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о налогообложении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых для сельскохозяйственного производства, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы Кодекса, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (письмо Минфина России от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879).
Перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.
На основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в частности, Россельхознадзором, осуществляющим государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В рамках государственного земельного надзора осуществляются проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в отношении земель, расположенных в границах городского округа, городских и сельских поселений, на межселенной территории муниципального района. При выявлении органами местного самоуправления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. При этом должностные лица органов местного самоуправления направляют копию акта в орган государственного земельного контроля (статья 72 Земельного кодекса).
Территориальными органами Россельхознадзора осуществляется проведение проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения и оформление ее результатов, составление протокола об административных правонарушениях, вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях (Административный регламент исполнения Россельхознадзором государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.01.2012 N 96).
Копии таких протоколов об административных правонарушениях и постановлений по делам об административных правонарушениях направляются территориальными органами Россельхознадзора в соответствующие налоговые органы для принятия ими решений о применении повышенной налоговой ставки в отношении не используемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 18 февраля 2015 г. N БС-4-11/2541 "О земельном налоге"
Текст письма официально опубликован не был