Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2018 г. N 81-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе коллегии администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 3 апреля 2018 года, которым удовлетворен административный иск Сташа Артура Борисовича о признании не действующим в части постановления коллегии администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 года N 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
коллегией администрации Кемеровской области принято постановление от 26 декабря 2012 года N 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" (далее также - Постановление N 582), официально опубликовано в установленном порядке на сайте "Электронный бюллетень коллегии администрации Кемеровской области" (http://www.zakon.kemobl.ru) 28 декабря 2012 года.
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 14 февраля 2018 года N 54 "О внесении изменения в постановление от 26 декабря 2012 года N 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" и признании утратившим силу постановления коллегии администрации Кемеровской области от 23 октября 2017 года N 560", официально опубликованным в установленном порядке на сайте "Электронный бюллетень коллегии администрации Кемеровской области" (http://www.zakon.kemobl.ru) 14 февраля 2018 года, в Постановление N 582 внесено изменение, позиция "г. Кемерово" изложена в следующей редакции: "г. Кемерово: территория, прилегающая к сооружению "Мототрек с гаревой дорожкой" ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый Аэропорт (для проведения мероприятий с численностью до 4250 чел.)".
Сташ А.Б. обратился в суд с административным иском о признании не действующим Постановления N 582 в редакции от 14 февраля 2018 года в части позиции "г. Кемерово", определяющей в качестве единого специально отведенного или приспособленного для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенное место) - территорию, прилегающую к сооружению "Мототрек с гаревой дорожкой" ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый Аэропорт (для проведения мероприятий с численностью до 4250 чел.).
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что оспариваемая норма не соответствуют требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, чем нарушает его права как организатора и участника публичных мероприятий.
Решением Кемеровского областного суда от 3 апреля 2018 года административный иск удовлетворен, постановление от 26 декабря 2012 года N 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" (в редакции постановления коллегии администрации Кемеровской области от 14 февраля 2018 года N 54) признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части позиции "г. Кемерово", определяющей в качестве специально отведенного места "территорию, прилегающую к сооружению "Мототрек с гаревой дорожкой" ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый Аэропорт (для проведения мероприятий с численностью до 4250 чел.)". На коллегию администрации Кемеровской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.
В апелляционной жалобе коллегия администрации Кемеровской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), согласно статье 8 которого публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Частью 2 этой же статьи определены места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, к ним относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
В силу части 1.1 статьи 8 названного федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (части 1.1 и 2.2 указанной статьи).
В целях реализации отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" (далее - Закон Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ, Закон Кемеровской области "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий", Областной закон).
Пунктом 1 статьи 2 Областного закона установлен запрет на проведение публичных мероприятий в местах, в которых их проведение может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, к таким местам относятся: вокзалы, аэропорты, торговые и развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации культуры, детские, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения (подпункт 1); территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к местам, указанным в подпункте 1 данного пункта (подпункт 2); территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к зданиям, в которых располагаются органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 3); территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к котельным, водоочистным и водозаборным сооружениям, объектам хранения горюче-смазочных и взрывоопасных материалов (подпункт 4); тротуары (подпункт 5); остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (подпункт 6); парки, детские и спортивные площадки, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним (подпункт 7); места, где проводятся мероприятия с участием детей, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним (подпункт 8).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи ограничения, установленные ее пунктом 1, не распространяются на единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, определяемые в соответствии со статьей 3 данного закона.
Статьей 3 Закона Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ предусмотрено, что специально отведенные места определяет коллегия администрации Кемеровской области с учетом положений Федерального закона и Областного закона.
Согласно Закону Кемеровской области "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" специально отведенные места используются, как правило, по их назначению с соблюдением санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности. Норма предельной заполняемости специально отведенных мест - один человек на 2 кв. метра (статья 4).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что местоположение специально отведенного места в г. Кемерово оспариваемым нормативным правовым актом определено как "территория, прилегающая к сооружению "Мототрек с гаревой дорожкой" ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый Аэропорт".
Сооружение "Мототрек с гаревой дорожкой" представляет собой стационарное спортивное сооружение, включающее гаревую дорожку для спидвея (вид спортивных состязаний - мотогонки) в форме овала с дощатым ограждением, с двух сторон которой находятся зрелищные трибуны. Данное сооружение расположено по адресу: г. Кемерово, Заводский район, ул. Угловая - Старый Аэропорт, литер А, Б, В, Г, имеет прилегающую территорию, но между улицами Угловой и Старый Аэропорт прилегающая к нему территория не находится.
Таким образом, из указанных в оспариваемом Постановлении N 582 ориентиров однозначно определить местонахождение специально отведенного места не представляется возможным.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, что само по себе является основанием для признания его недействующим, является правильным.
Кроме того, из материалов дела следует, что специально отведенное для публичных мероприятий место в г. Кемерово расположено на территории, ограниченной с четырех сторон ограждением сооружения "Моторек с гаревой дорожкой", зданием гаража, автодорогой по улице Семашко и автозаправочной станцией по адресу: г. Кемерово, ул. Семашко, 87.
Данная автозаправочная станция осуществляет розничную торговлю горюче-смазочными материалами (бензин, дизельное топливо), которые могут находиться на станции в общем объеме 80 куб. метров, следовательно, она является объектом хранения горюче-смазочных и взрывоопасных материалов, для эксплуатации которого установлены специальные требования пожарной безопасности.
При этом в силу положений статьи 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к данному федеральному закону, согласно которым противопожарное расстояние от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива с подземными резервуарами до мест массового пребывания людей составляет 25 метров.
Однако согласно материалам дела расстояние от специально отведенного в г. Кемерово места для публичных мероприятий с численностью участников 4250 человек до земельного участка, отведенного под указанную автозаправочную станцию, составляет от 12,6 до 18 метров.
Также Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с суждением суда о том, что сооружение "Мототрек с гаревой дорожкой" по своему функциональному назначению является объектом спорта, который планируется капитально отремонтировать и использовать по назначению под технические виды спорта, что предполагает значительное количество посетителей. Более того, на территории данного объекта организован пейнтбольный клуб и проведение игр в пейнтбол, который в установленном порядке включен во Всероссийский реестр видов спорта.
Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" объекты спорта относит к объектам социальной инфраструктуры (статья 37).
"Мототрек с гаревой дорожкой" как спортивное сооружение является объектом социальной инфраструктуры, проведение публичных мероприятий на прилегающей к нему территории может воспрепятствовать использованию спортивного сооружения по назначению. При этом отсутствие сведений о данном спортивном сооружении во Всероссийском реестре объектов спорта ограничивает его использование для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, но не исключает его использование по назначению.
На основании изложенного Судебная коллегия находит верными выводы суда о противоречии Постановления N 582 в оспариваемой части актам большей юридической силы и нарушении оспариваемым положением прав административного истца, который может являться организатором и участником публичных мероприятий, проводимых на специально отведенном для этого месте.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Возлагая на коллегию администрации Кемеровской области на основании части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в соответствующей части, суд верно учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко", согласно которой при определении специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест следует исходить из необходимости наличия таких мест как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе, и правильно применил положения процессуального закона.
При таком положении обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 3 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу коллегии администрации Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2018 г. N 81-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был