Отраслевой дорожный методический документ
"Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах"
ОДМ 218.3.014-2011
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 17 ноября 2011 г. N 883-р)
Введен впервые
Настоящий документ рекомендован к применению с 1 января 2012 г.
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" при участии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет путей сообщения".
2 Внесен Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 17.11.2011 N 883-р.
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве, содержащим технические рекомендации в области обследования и оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах и назначения восстановительных мероприятий.
Настоящий методический документ применяется при оценке технического состояния по результатам обследований и испытаний любых типов мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах на протяжении всего жизненного цикла - вновь построенных, эксплуатируемых, после выполнения ремонта, капитального ремонта и реконструкции.
Наибольшая эффективность применения методики оценки технического состояния достигается при использовании ее в соответствующих профильных отраслевых автоматизированных аналитических информационных системах.
Положения настоящего методического документа предназначены для применения специализированными организациями, выполняющими работы по обследованию мостовых сооружений, а также федеральными управлениями автомобильных дорог и управлениями автомобильных магистралей при эксплуатации мостовых сооружений в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Федеральный закон от 29 декабря 2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"
ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16504-81 Межгосударственный стандарт. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 20911-89 Межгосударственный стандарт. Техническая диагностика. Термины и определения
ГОСТ 25866-83 Государственный стандарт Союза ССР. Эксплуатация техники. Термины и определения
ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования
ГОСТ Р 27.002-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005 Национальный стандарт Российской Федерации. Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52577-2006 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог
ГОСТ Р 52607-2006 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52748-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
ГОСТ Р 54257-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, предназначенное для пропуска различных видов транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения, порознь или в различных комбинациях над естественными или искусственными препятствиями.
Примечание - К искусственным препятствиям относятся искусственные водоемы, водные каналы, автомобильные и железные дороги, другие инженерные сооружения, а также территории предприятий, городские территории, через которые проходит автомобильная дорога.
3.2 технический объект (объект): Любая функциональная единица определенного целевого назначения (система, подсистема, элемент, устройство), которую можно рассматривать в отдельности в периоды проектирования, строительства, эксплуатации, изучения, исследования и испытаний.
Примечание - Объектами могут быть мостовые сооружения, группы конструкций, конструкции, а также их элементы.
3.3 элемент: Составная часть сложного технического объекта, рассматриваемая при проведении анализа как единое целое, не подлежащее дальнейшему разукрупнению, имеющая самостоятельные характеристики, используемые при расчетах, и выполняющая определенную частную функцию в интересах сложного объекта, который по отношению к элементу представляет собой систему.
Примечание - Элементами могут быть балка, плита, диафрагма, ригель и т.д.
3.4 система: совокупность элементов мостового сооружения, объединенных конструктивно и (или) функционально для выполнения некоторых требуемых функций.
3.5 конструкция: Часть мостового сооружения, состоящая из конструктивно объединенных элементов, выполняющая определенные функции (несущие, ограждающие, защитные и (или) другие).
Примечания
1 В мостовом сооружении конструкции делят на основные, обеспечивающие основные функциональные свойства мостового сооружения, и неосновные (вспомогательные), обеспечивающие, например, защиту и безопасность только в экстремальных ситуациях, удобство содержания в период эксплуатации и другие вспомогательные функциональные свойства.
2 Из множества основных конструкций выделяют несущие конструкции, основной функцией которых является восприятие усилий от постоянных и временных нагрузок.
3.6 мостовое полотно: Система элементов, расположенных на пролетном строении и предназначенных для обеспечения комфортности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с поверхности покрытия ездового полотна, тротуаров и сопряжений с подходами.
Примечание - Мостовое полотно обычно включает одежду мостового полотна, тротуары, ограждения, а также объединенные конструктивно с мостовым полотном элементы системы водоотвода.
3.7 проезжая часть: Часть дороги, предназначенная для размещения полос движения транспортных средств.
3.8 пролетное строение: Система, состоящая из конструктивно объединенных элементов, перекрывающая все пространство или его часть между двумя или несколькими опорами, предназначенная для восприятия нагрузок от мостового полотна, собственного веса, транспортных средств и пешеходов и передачи нагрузок на опоры. Пролетные строения относят к основным несущим конструкциям мостового сооружения.
Примечание - Элементы пролетного строения общего функционального предназначения можно рассматривать как элементы отдельных подсистем - элементы проезжей части, элементы главных балок (ферм, арок), элементы вантовой (висячей) системы, элементы связей и др.
3.9 система водоотвода: Совокупность конструкций и элементов, предназначенных для удаления воды с мостового сооружения.
Примечание - Как правило, большинство элементов системы водоотвода связаны только функционально, а конструктивно не связаны между собой.
3.10. техническое состояние мостового сооружения: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения, характеризуемая в определенный момент времени показателями, параметрами, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на объект.
Примечание - Состояние мостового сооружения характеризуется тем, что описывает переменные свойства объекта.
3.11 функциональные свойства мостового сооружения:
Свойства, характеризующие основное назначение мостового сооружения - обеспечение безопасного и комфортного движения автомобилей с расчетными скоростями в неконтролируемом режиме, пропуска тяжелых транспортных средств в контролируемом режиме, судов, и (или) прохода пешеходов в течение установленного времени эксплуатации.
3.12 категория (вид) технического состояния: Категория, характеризуемая соответствием или несоответствием качества объекта определенным техническим требованиям, установленным технической документацией на этот объект.
Примечания
1 Категория (вид) технического состояния определяется признаками и стабильными значениями переменных параметров в данный момент времени.
2 Переход объекта из одной категории технического состояния в другую, худшую категорию обычно происходит либо по причине морального износа, либо вследствие событий: повреждений или отказов. Совокупность фактических состояний объекта, способствующих переходу в новое состояние, охватывает так называемый жизненный цикл объекта, который протекает во времени и имеет определенные закономерности.
3.13 исправное состояние: Состояние, при котором объект соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.14 неисправное состояние: Состояние, при котором объект не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.15 работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором он способен выполнять требуемые функции в соответствии с нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
3.16 неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего его способность выполнять основные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Примечание - Для сложных объектов, к которым относятся мостовые сооружения, из множества неработоспособных состояний выделяют частично неработоспособное состояние, названное ограниченно-работоспособным, при котором у объекта частично нарушены функциональные свойства.
3.17 ограниченно-работоспособное состояние: Состояние объекта, характеризующееся наличием таких дефектов, при которых его безопасная эксплуатация с требуемым уровнем надежности возможна при постоянном контроле технического состояния и введении специальных ограничений (по нагрузкам, скорости движения или другим параметрам, определяющим функциональные свойства).
Примечание - Для несущих конструкций мостового сооружения ограниченно-работоспособное состояние характеризуется, в первую очередь, недостаточной грузоподъемностью, определяемой расчетами по предельным состояниям.
3.18 предельное состояние строительного объекта: Состояние строительного объекта, при котором дальнейшая его эксплуатация недопустима, затруднена или нецелесообразна.
Примечание - Предельные состояния конструкций мостовых сооружений разделяют на две группы - первую и вторую. При переходе основной конструкции мостового сооружения в предельное состояние первой группы его эксплуатация, как правило, временно или окончательно прекращается.
3.19 аварийное состояние: Техническое состояние, при котором с большой степенью вероятности в ближайшее время можно ожидать аварию.
Примечание - Под аварией мостового сооружения понимают происшествие, представляющее разрушение или обрушение конструкции или группы конструкций мостового сооружения, или получение ими таких деформаций, при которых его эксплуатация невозможна.
3.20 признак технического состояния мостового сооружения или конструкции: Качественная или количественная характеристика свойств объекта,
3.21 параметр технического состояния мостового сооружения или конструкции: Признак технического объекта, количественно характеризующий его свойства.
3.22 остаточный срок службы мостового сооружения: Календарная продолжительность эксплуатации мостового сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние.
3.23 ремонтопригодность: Способность объекта к поддержанию или восстановлению состояния, в котором он может выполнять требуемые функции.
3.24 грузоподъемность: Характеристика мостового сооружения, соответствующая наибольшим классам нормативных временных нагрузок и наибольшей величине эталонных автомобильных нагрузок, при которых наступает предельное состояние первой группы наиболее слабой несущей конструкции с учетом ее фактического состояния.
3.25 эталонные автомобильные нагрузки: Временные вертикальные нагрузки заданной структуры, моделирующие колонну автомобилей и служащие для определения их максимальной массы, при которой они могут быть безопасно пропущены по мостовому сооружению при неконтролируемом режиме эксплуатации.
Примечание - Безопасность пропуска транспортных средств характеризуется отсутствием опасности наступления предельного состояния первой группы в мостовом сооружении от этих нагрузок.
3.26 габарит приближения строений: Предельное поперечное геометрическое очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не могут быть расположены какие-либо части сооружения или устройства.
3.27 критический отказ в мостовом сооружении: Отказ конструкции или ее элемента, который может привести к тяжелым последствиям: травмированию людей, значительному материальному ущербу или неприемлемым экологическим последствиям, тяжесть которых в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и(или) возможного ущерба, связанного с его возникновением.
3.28 дефект в мостовом сооружении (дефект): Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Примечания
1 Дефекты могут являться последствием конструкционных ошибок (конструктивные дефекты), появиться на стадии изготовления, строительства (строительные дефекты) или в период эксплуатации (эксплуатационные дефекты). Дефект изготовления или строительства означает несоответствие значения параметра технического состояния объекта требованиям на изготовление, строительство, вызываемое нарушением технологии, ее недостатками и другими причинами в период строительства или выполнения ремонтных работ. Дефект, приобретенный при эксплуатации, - это зафиксированное при контроле технического состояния накопленное повреждение с выходом фактического значения параметра технического состояния объекта за установленные предельно допустимые значения. Различают также деградационные дефекты, возникшие при эксплуатации по причинам, связанным с естественными процессами старения, физическим износом, усталостью, негативным воздействием внешней среды, а также в результате морального износа.
2 Термин "дефект" связан с терминами "неисправность" и "отказ", но не является их синонимом. Находясь в неисправном состоянии, объект может иметь один или несколько дефектов. Дефект может отражать состояние отказа - события, характеризующегося потерей способности выполнять требуемые функции, или состояние, отличное от отказа. Отказ объекта может произойти при появлении в нем одного или нескольких дефектов только в том случае, когда вышедший за установленный предел параметр технического состояния является определяющим работоспособность данного объекта.
3.29 вид дефекта: Классификационная группа, сформированная по общности одного или нескольких признаков (причин появления, механизма образования, внешних проявлений и других признаков, кроме классификации по возможным последствиям и качественной оценки предполагаемого ущерба от данного дефекта).
3.30 категория дефекта: Классификационная группа, отражающая значимость данного дефекта по комплексному риску, влиянию на основные показатели технического состояния, а также отражающая качественную оценку предполагаемого ущерба от данного дефекта.
Примечание - В мостовых сооружениях различают несущественные, малозначительные, значительные, опасные и критические дефекты.
3.31 эксплуатация (техническая эксплуатация) мостового сооружения: Совокупность мероприятий, направленных на приведение и поддержание объекта в работоспособном состоянии.
Примечание - К мероприятиям эксплуатации относятся: обследование, содержание (включающее уход, планово-предупредительные работы), ремонт, капитальный ремонт и (или) реконструкция.
3.32 нормальная эксплуатация мостового сооружения: Эксплуатация мостового сооружения в соответствии с условиями, предусмотренными в строительных нормах или задании на проектирование.
3.33 капитальный ремонт мостовых сооружений: Изменение параметров мостовых сооружений, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
3.34 реконструкция мостовых сооружений: Изменение параметров мостовых сооружений, которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Примечание - Перестройку, которая подразумевает замену существующих конструкций мостового сооружения, относят к реконструкции.
3.35 Остальные термины с соответствующими определениями приняты в соответствии с ГОСТ 15467-79, 16504-81, 20911-89, 25866-83, ГОСТ Р 27.002-2009, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".
4 Обозначения и сокращения
В настоящем методическом документе применены следующие обозначения и сокращения:
АК: Нормативная нагрузка от автомобилей (СП 35.13330.2011).
НК: Нормативная нагрузка от транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов (СП 35.13330.2011).
: Класс нормативной нагрузки АК (СП 35.13330.2011).
: Класс нормативной нагрузки НК (СП 35.13330.2011).
: Класс эталонной нагрузки для схемы трехосных транспортных средств согласно руководству [2].
: эталонная нагрузка для схемы трехосных транспортных средств согласно руководству [2].
Н-18: Нормативная нагрузка от автомобилей по нормам проектирования 1953 г.
Н-30: Нормативная нагрузка от автомобилей по нормам проектирования 1962 г.
A11, А8: Нормативные нагрузки в виде полос нагрузки АК по нормам СНиП 2.05.03-84*.
НК-80, НГ-60: Нормативные нагрузки от тяжелых транспортных средств по нормам СНиП 2.05.03-84*.
5 Общие положения
Основными свойствами мостового сооружения, которые рассматриваются при оценке технического состояния, являются безопасность (безопасность эксплуатации), безотказность (грузоподъемность) и долговечность.
В зависимости от степени соответствия свойств функциональному назначению в рассматриваемый период времени и имеющихся дефектов назначается соответствующая оценка технического состояния. Оценка состояния качественно отражает это соответствие.
В методическом документе предусмотрена шестибалльная система оценок технического состояния по каждому из рассматриваемых свойств.
По результатам оценки технического состояния по отдельным свойствам назначают общую балльную оценку технического состояния и относят мостовое сооружение к одной из шести категорий технического состояния.
Соответствие общей балльной оценки технического состояния мостового сооружения видам технического состояния приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Соответствие балльной оценки технического состояния мостового сооружения видам технического состояния
Балльная оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Техническое состояние |
Отличное |
Хорошее |
Удовлетворительное |
Неудовлетворительное |
Непригодное для нормальной эксплуатации (предава- рийное) |
Аварийное |
Вид технического состояния |
Исправное |
Неисправное |
||||
Работоспособное |
Ограниченно работоспособное |
Неработоспособное |
||||
|
Предельное |
Оценку технического состояния мостового сооружения назначают на основании результатов технического диагностирования, которое проводят в виде технических осмотров и обследований на всех этапах жизненного цикла объекта в соответствии с установленным порядком их организации [3, 4, 5, 6].
Для объективной оценки технического состояния объекта важно, чтобы применяемая система технического диагностирования обеспечивала максимальную достоверность и актуальность результатов диагностирования. В этих целях функции осуществления контроля технического состояния, в том числе в рамках периодических осмотров, целесообразно передавать специализированным организациям на договорной (контрактной) основе.
Порядок оценки технического состояния мостового сооружения приведен в приложении А.
Оценки технического состояния по каждому свойству назначают по ряду показателей и параметров с учетом качественных условий соответствия.
Каждый из этих показателей или параметров предоставляет дополнительную возможность ранжировать мостовые сооружения в пределах одной категории технического состояния (с одной оценкой состояния) для решения различных задач управления эксплуатацией мостового парка, например, с целью определения приоритетности выполнения ремонтных воздействий.
При оценке отдельных свойств - безотказности (грузоподъемности) и долговечности каждое мостовое сооружение следует рассматривать как сложный технический объект, состоящий из нескольких систем, каждая из которых представляет собой совокупность элементов, конструктивно и (или) функционально объединенных для выполнения некоторых требуемых функций.
К основным конструкциям мостового сооружения относят мостовое полотно, пролетные строения, опорные части, опоры с их фундаментной частью и сопряжения мостового сооружения с подходами. При этом пролетные строения, опорные части, опоры являются основными несущими конструкциями, воспринимающими усилия от постоянных и временных нагрузок. Отдельные элементы мостового полотна и сопряжений относятся к несущим элементам, например, консоли тротуарных плит, переходные плиты и др.
К неосновным (вспомогательным) конструкциям мостового сооружения относят конструкции системы водоотвода, эксплуатационные обустройства, устройства для прокладки коммуникаций, защитные системы - регуляционные сооружения, ледорезы, укрепления, антисейсмические обустройства, очистные сооружения и прочие системы.
В качестве группы конструкций может рассматриваться комплект опорных частей, эксплуатационные обустройства, регуляционные сооружения и т.д.
Каталоги основных и неосновных (вспомогательных) конструкций мостового сооружения и их элементов приведены в приложениях З и И.
Состояние основных несущих конструкций оценивают с позиции безопасности эксплуатации, безотказности (грузоподъемности) и долговечности, а основные ненесущие конструкции и вспомогательные конструкции - только с позиции безопасности эксплуатации и долговечности.
Необходимый уровень безопасности эксплуатации, грузоподъемности и долговечности в процессе эксплуатации обеспечивают и поддерживают различными мероприятиями, к которым относятся содержание, ремонт, капитальный ремонт и (или) реконструкция.
При анализе результатов обследования используют общие рекомендации, изложенные в работах [3, 6].
Классификацию имеющихся дефектов выполняют, согласно рекомендациям [3], в соответствии с каталогом дефектов, утвержденным в отрасли. Каждый дефект (или группу аналогичных дефектов, если они сосредоточены на одной конструкции и имеют одинаковую степень развития) характеризуют следующими параметрами:
- локализацией расположения, четко и однозначно указывающей конкретную конструкцию сооружения, элемент конструкции и местоположение на конструкции (элементе конструкции);
- наименованием дефекта, однозначно отражающим вид дефекта и, при необходимости, конкретизирующим его уточняющие признаки в привязке к конкретной конструкции (элементу конструкции). Наименование дефектов, как правило, формулируют в соответствии с каталогом дефектов, утвержденным в отрасли;
- параметрами степени развития дефекта, конкретизирующими в зависимости от вида дефекта и конкретной ситуации количественное проявление, размер, зону распространения, направление развития, степень развития, степень несоответствия нормативным требованиям. Параметры степени развития могут быть качественные и (или) количественные;
- степенью ремонтопригодности, отражающей вид ремонтного воздействия, которым данный дефект может быть устранен. Для дефектов, которые могут быть устранены по известным технологическим решениям без специальной проектной разработки следует рекомендовать конкретный вид и объем ремонтной работы.
6 Общая оценка технического состояния и назначение категории технического состояния мостового сооружения
6.1 Общую оценку технического состояния мостового сооружения выражают категорией технического состояния, которую назначают с учетом совокупности подверженных изменению в процессе эксплуатации основных свойств мостового сооружения, а также частными оценками технического состояния по критерию "безопасность эксплуатации", по безотказности (грузоподъемности) и долговечности. Каждая категория технического состояния качественно отражает уровень надежности мостового сооружения, а частные оценки отражают качественное соответствие отдельно по каждому свойству.
6.2 Мостовое сооружение по результатам технического диагностирования относят к одной из шести возможных категорий технического состояния.
К категории "отличное техническое состояние" относят мостовые сооружения, соответствующие всем требованиям нормативной и конструкторской (проектной) документации, с учетом перспективы развития транспортных средств и дорожной сети.
К категории "хорошее техническое состояние" относят мостовые сооружения, у которых все основные конструкции имеют исправное состояние, при этом значения одного или нескольких параметров технического состояния мостового сооружения могут не в полной мере соответствовать установленным действующим нормативным документам, но при этом в конкретных условиях эксплуатации не нарушаются основные функциональные свойства мостового сооружения.
К категории "удовлетворительное техническое состояние" относят мостовые сооружения, основные функциональные свойства которых частично нарушены, но при этом все основные конструкции находятся в работоспособном состоянии, обеспечивается безопасный пропуск всех обращающихся автомобилей со скоростями не ниже уровня, установленного экономическими соображениями, и возможные затруднения движения транспортных средств носят только кратковременный характер. Ремонтные мероприятия для сооружений, имеющих удовлетворительное техническое состояние, организуют в плановом порядке.
К категории "неудовлетворительное техническое состояние" относят мостовые сооружения, имеющие в основных конструкциях значительные дефекты по грузоподъемности, по безопасности и долговечности. Мостовое сооружение с неудовлетворительной оценкой технического состояния способно только частично выполнять требуемые функции, нормальная эксплуатация нарушена, но при этом критический отказ, в результате которого одна или несколько основных конструкций могут перейти в предельное состояние первой группы и вызвать аварию, в настоящее время маловероятен. Безопасность эксплуатации для сооружений с данной оценкой технического состояния может быть обеспечена регулированием движения дорожными знаками. Введение ограничений движения нарушает их нормальную эксплуатацию.
Сооружениям с неудовлетворительной оценкой технического состояния в первоочередном порядке необходим ремонт, капитальный ремонт или реконструкция.
К категории "непригодное для нормальной эксплуатации (или предаварийное) техническое состояние" относят мостовые сооружения, имеющие непригодное для нормальной эксплуатации состояние, или имеющие предаварийное состояние, при котором в случае продолжения неблагоприятных воздействий может произойти авария. К этой категории относят и такие сооружения, по которым безопасный пропуск автомобилей не может быть гарантирован введением различных ограничений движения путем установки дорожных знаков, требуется принудительное регулирование режима эксплуатации, например, запрещение движения по полосам, введение реверсивного движения и др. Мостовые сооружения, отнесенные к данной категории, требуют срочных восстановительных ремонтных мероприятий.
Данную категорию технического состояния присваивают мостовым сооружениям, имеющим в основных конструкциях, как правило, опасные дефекты по грузоподъемности, безопасности, долговечности.
Для сооружений в предаварийном состоянии может быть установлен специальный режим контрольных мероприятий вплоть до проведения ежедневного осмотра.
К категории "аварийное техническое состояние" относят мостовые сооружения, имеющие признаки аварийного состояния, свидетельствующие о возможности потери устойчивости, разрушения или обрушения конструкций или части конструкции, или у которых уже установлен факт наступления предельного состояния первой группы. Аварийное техническое состояние присваивают мостовым сооружениям, имеющим в основных несущих конструкциях критические дефекты, исключающие дальнейшую эксплуатацию мостового сооружения до их устранения. При выявлении аварийного состояния мостового сооружения требуется незамедлительное закрытие движения.
Более подробные характеристики категорий технического состояния мостовых сооружений приведены в таблице Б.1 приложения Б.
6.3 При отнесении мостового сооружения к одной из шести возможных категорий технического состояния учитывают характеристики категорий, приведенные в таблице Б.1 приложения Б, а также следующие показатели:
- обобщенный показатель технического состояния мостового сооружения ;
- показатель вида ремонтного воздействия .
- показатели назначения:
- показатель габарита проезда ;
- показатель габарита прохожей части ;
- показатель подмостового габарита ;
- класс нормативной нагрузки по ГОСТ Р 52748-2007;
- класс нормативной нагрузки по ГОСТ Р 52748-2007;
- класс эталонной нагрузки для схемы трехосных транспортных средств - - согласно руководству [2].
Техническое состояние мостового сооружения по безопасности выражают показателем по безопасности . При оценке безопасности учитывают два параметра - параметр дефектности по безопасности и коэффициент снижения расчетной скорости .
Техническое состояние отдельных основных конструкций мостового сооружения по долговечности выражают частными показателями по долговечности . При оценке долговечности отдельной конструкции учитывают параметр дефектности по долговечности и условия соответствия. В необходимых случаях оценивают остаточный срок службы элементов.
При оценке технического состояния мостового сооружения по долговечности в целом рассматривают показатель минимальной долговечности мостового сооружения , показатель средней долговечности мостового сооружения и показатель технического состояния по долговечности мостового сооружения .
Техническое состояние мостового сооружения по безотказности (грузоподъемности) выражают показателем по грузоподъемности . При оценке грузоподъемности учитывают проектные нормативные нагрузки и фактические классы нагрузок, определенные расчетами по ГОСТ Р 52748-2007 и СП 35.13330.2011.
Показатели технического состояния по безопасности, грузоподъемности, долговечности, показатель вида ремонтного воздействия, обобщенный показатель дефектности, параметр дефектности по безопасности, коэффициент снижения расчетной скорости, параметр дефектности по долговечности и коэффициент ремонтопригодности, при необходимости, используют в качестве самостоятельных оценок при ранжировании мостовых сооружений, отдельно по каждому свойству или характеристике.
Для ранжирования мостовых сооружений по степени дефектности по трем основным свойствам может использоваться обобщенный параметр дефектности мостового сооружения .
7 Оценка технического состояния мостового сооружения по критерию "безопасность эксплуатации"
7.1. Безопасность эксплуатации мостового сооружения
Безопасность эксплуатации мостового сооружения определяется:
- безопасностью дорожного движения по сооружению;
- безопасностью движения под сооружением;
- безопасностью прохода пешеходов;
- механической безопасностью основных конструкций;
- иными условиями, определяющими отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
7.2 Определение показателя технического состояния по безопасности
Техническое состояние мостового сооружения по критерию "безопасность эксплуатации" характеризуют показателем технического состояния по безопасности , который выражают целыми числами от 0 до 5.
Данному показателю присваивают значение в соответствии с основными признаками технического состояния по критерию "безопасность эксплуатации". Признаками технического состояния по критерию "безопасность эксплуатации" являются:
- качественные условия соответствия технического состояния мостового сооружения по безопасности;
- коэффициент снижения расчетной скорости ;
- параметр дефектности по безопасности мостового сооружения .
Качественные условия соответствия технического состояния мостового сооружения по критерию "безопасность эксплуатации" и диапазоны значений определяющих параметров приведены в таблице В.1 приложения В.
Показатель технического состояния по безопасности используют в качестве самостоятельной оценки при ранжировании мостовых сооружений в группах.
7.3 Определение коэффициента снижения расчетной скорости
Коэффициентом снижения расчетной скорости характеризуют условия безопасности дорожного движения по мостовому сооружению, его значение в целом для мостового сооружения определяют по формуле
,
(1)
где - коэффициент снижения расчетной скорости;
[V] - максимальная безопасная скорость легкового автомобиля с обеспеченностью 0,95;
- расчетная скорость движения, согласно работам [3, 7], для соответствующей категории автомобильных дорог по ГОСТ Р 52398-2005.
Максимальную безопасную скорость легкового автомобиля [V] в зависимости от значений основных контролируемых параметров и дефектов определяют в соответствии с руководством [8].
7.4 Определение параметра дефектности по безопасности мостового сооружения
Параметром дефектности по безопасности мостового сооружения учитывают совокупность имеющихся дефектов, оказывающих влияние на безопасность эксплуатации мостового сооружения.
При определении параметра , кроме дефектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения по сооружению, рассматривают дефекты и конструктивные особенности сооружения и пересекаемых препятствий, оказывающие влияние на безопасность дорожного движения под сооружением, безопасность прохода пешеходов, механическую безопасность основных конструкций и иные условия безопасности, в частности:
- соответствие габаритов приближения конструкций на проезжей части, пешеходных проходах и под мостовым сооружением;
- наличие дефектов покрытия на пешеходных проходах;
- наличие дефектов перильных ограждений;
- наличие дефектов лестничных сходов;
- наличие дефектов, создающих угрозу разрушения и обрушения конструкций;
- наличие дефектов, создающих угрозу падения различных предметов, обломков элементов и т.д. на транспортные пути, проходящие под мостовым сооружением.
Параметр дефектности по безопасности может принимать вещественные значения в диапазоне .
При отсутствии дефектов категорий Б1, Б2, Б3 и Б4 параметру дефектности по безопасности присваивается значение .
При наличии дефектов любой из категорий Б1, Б2, Б3 и (или) Б4 значение параметра дефектности по безопасности мостового сооружения определяют по формуле
,
(2)
где - базовый параметр безопасности, определяемый дефектом наибольшей категории по безопасности [3] в мостовом сооружении
;
(3)
- максимальная категория обнаруженных дефектов по безопасности согласно рекомендаций [3];
- количество дефектов j-й категории по безопасности в мостовом сооружении за минусом дефекта, определившего базовый параметр безопасности;
- показатель влияния дефектов j-й категории по безопасности
;
(4)
- коэффициент влияния дефекта j-категории по безопасности, учитывающий степень влияния дефектов j-й категории и имеющий величины ; ; ; соответственно для дефектов категорий по безопасности Б1, Б, Б3 и Б4.
Параметр дефектности по безопасности используют при вычислении обобщенного параметра дефектности мостового сооружения и при оценке технического состояния мостового сооружения по критерию "безопасность эксплуатации". Параметр дефектности по безопасности может быть также использован в качестве самостоятельного параметра при ранжировании мостовых сооружений по степени соответствия требованиям безопасности.
8 Определение показателя габарита проезда, показателя габарита прохожей части, показателя подмостового габарита
Показатель габарита проезда, показатель габарита прохожей части и показатель подмостового габарита используют при назначении категории технического состояния мостового сооружения. Кроме этого, значения этих показателей дают дополнительную возможность ранжирования группы мостовых сооружений по степени соответствия габаритов приближения требованиям СП 35.13330.2011 и ГОСТ 26775-97.
Показатели габаритов проезда и прохожей части включают в себя не только ширину проезда и прохода, а габариты приближения в целом.
Значения показателя габарита проезда, показателя габарита прохожей части, показателя подмостового габарита определяют в соответствии с таблицей Ж.1 приложения Ж.
При несоответствии габаритов приближения вводят ограничения движения. Рекомендации по установке дорожных знаков, ограничивающих линейные параметры, назначают в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004.
9 Оценка технического состояния мостового сооружения по безотказности (грузоподъемности)
9.1 Общие положения
Условия обеспечения надежности мостового сооружения состоят в том, чтобы расчетные значения усилий, деформаций, напряжений, перемещений, раскрытия трещин не превышали соответствующих им предельных значений, установленных нормами проектирования, а также в обеспечении соответствия нормативным конструктивным требованиям.
Основным свойством надежности мостовых сооружений является их безотказность. Показателем безотказности мостовых сооружений является невозможность превышения в них предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение расчетного срока службы.
Безотказность мостового сооружения определяется расчетами грузоподъемности по первой группе предельных состояний в соответствии с СП 35.13330.2011 и ГОСТ Р 54257-2010, предусматривающими систему коэффициентов надежности по материалам, нагрузкам, условию работы и ответственности сооружения.
Основными параметрами грузоподъемности мостового сооружения являются классы по грузоподъемности, определяющие наибольшую величину нормативных временных и эталонных автомобильных нагрузок, при которых наступает предельное состояние первой группы у наиболее слабой несущей конструкции с учетом ее дефектности и фактического состояния.
9.2 Определение показателя технического состояния по грузоподъемности
Техническое состояние мостового сооружения по грузоподъемности характеризуют соответствующим показателем - показателем технического состояния по грузоподъемности (далее - показатель по грузоподъемности).
Определяющими параметрами показателя по грузоподъемности являются проектные нормативные нагрузки и минимальные фактические классы, полученные по результатам расчетов по первой группе предельных состояний, с учетом влияния на грузоподъемность имеющихся дефектов в элементах сооружения и при фактических постоянных нагрузках, действующих на момент обследования, и выраженные в классах нормативных нагрузок.
Грузоподъемность мостового сооружения устанавливается для двух режимов эксплуатации: контролируемого и неконтролируемого. Контролируемый режим предполагает специальный режим пропуска нестандартных транспортных средств. Неконтролируемый режим предполагает условия нормальной эксплуатации.
Для неконтролируемого режима эксплуатации определяющими параметрами показателя по грузоподъемности являются минимальные фактические классы, выраженные в классах нормативной нагрузки от автомобилей АК по ГОСТ Р 52748-2007 и эталонной нагрузки для схемы трехосных транспортных средств - - согласно руководству [2], для контролируемого режима эксплуатации - минимальный фактический класс, выраженный классом нормативной нагрузки НК по ГОСТ Р 52748-2007.
Расчеты грузоподъемности выполняют по ГОСТ Р 54257-2010, СП 35.13330.2011 с учетом рекомендаций [2, 3, 9],
Расчетные схемы и основные предпосылки расчета принимают из условия, при котором они бы отражали действительные условия работы конструкций мостового сооружения при эксплуатации. При необходимости условия работы конструкций уточняют испытаниями.
Усилия определяют в основных расчетных сечениях элементов конструкций, в сечениях, имеющих признаки недостаточной грузоподъемности, а также в сечениях с дефектами, снижающими несущую способность.
В расчетах используют фактические геометрические размеры элементов, сечения элементов, прочностные и деформативные свойства материалов, полученные по результатам непосредственных измерений и натурных обследований на рассматриваемый период времени. Размеры элементов конструкций и их соединений допускается принимать в соответствии с первоначальной проектной документацией в том случае, если при обследовании не выявлено каких-либо существенных отклонений.
Объем расчетов уточняют в каждом конкретном случае и обоснованно определяют в техническом задании на проведение обследования.
Рекомендуемый состав работ по оценке грузоподъемности и состав расчетных работ, выполняемых при проведении испытаний мостов, приведен в рекомендациях [2, 3].
Расчеты грузоподъемности выполняют во всех необходимых случаях. Невыполнение расчетов грузоподъемности следует соответствующим образом обосновать.
При недостаточности исходных данных (при отсутствии данных об армировании, проектных нагрузках, допустимых напряжениях, времени проектирования) грузоподъемность оценивают в соответствии с рекомендациями [2, 9].
Для каждой рассчитываемой конструкции грузоподъемность принимают по наиболее слабому несущему элементу.
Значение показателя по грузоподъемности принимают по наиболее слабой несущей конструкции, имеющей по результатам расчетов наиболее низкую грузоподъемность в соответствии с основными признаками технического состояния по грузоподъемности, которые приведены в таблице Г.1 приложения Г.
Показатель по грузоподъемности выражают целыми числами от 0 до 5.
Показатель по грузоподъемности используют при вычислении обобщенного показателя технического состояния мостового сооружения, обобщенного параметра дефектности мостового сооружения, а также в качестве самостоятельной оценки мостового сооружения по грузоподъемности.
При недостаточной грузоподъемности мостового сооружения по нормативным нагрузкам АК и НК обычно вводят ограничение по массе транспортных средств (дорожный знак 3.11) и (или) ограничение по массе на ось транспортного средства (дорожный знак 3.12) по ГОСТ Р 52290-2004.
Для обоснования ограничений в неконтролируемом режиме по массе в расчетах обычно используют нагрузку в виде схемы эталонных транспортных средств, состоящей из 3-осных автомобилей в соответствии с руководством [2]. В необходимых случаях по отдельному запросу заказчика получают классы для эталонных схем 2-, 4-, 5-, 6-, 7-осных транспортных средств [2].
В необходимых случаях, кроме дорожных знаков 3.11 и 3.12, для ограничения движения используют дорожные знаки 3.4, 3.16, 3.24 по ГОСТ Р 52290-2004.
Рекомендации по указанию параметров, наносимых на дорожных знаках, по результатам расчетов назначают в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004.
10 Оценка технического состояния мостового сооружения по долговечности
10.1. Общие положения
Долговечность мостового сооружения характеризуется способностью выполнять требуемые функции до достижения предельного состояния при установленной системе эксплуатации, включающей мероприятия, направленные на приведение его к нормативным параметрам и поддержание в работоспособном состоянии. К таким мероприятиям относятся содержание, ремонт, капитальный ремонт и (или) реконструкция [10].
Оценку технического состояния мостового сооружения по долговечности назначают экспертно, поскольку расчеты с использованием вероятностных показателей долговечности нормами проектирования мостовых сооружений СП 35.13330.2011 не предусмотрены.
Долговечность мостового сооружения в целом определяется, главным образом, состоянием основных конструкций. Неосновные конструкции, а также те элементы основных конструкций, которые изначально имеют меньший нормативный срок службы и для которых предусматриваются плановые замены в течение нормативного срока службы сооружения, оказывают на долговечность сооружения опосредованное влияние. Замена и восстановление таких элементов, как правило, может быть выполнена несложными ремонтными мероприятиями.
Поскольку долговечность каждой отдельной конструкции и каждого отдельного элемента различна, при экспертной оценке долговечности рассматривают несколько показателей, характеризующих с позиции долговечности состояние отдельных конструкций и всего мостового сооружения в целом.
При оценке долговечности каждой отдельной основной конструкции (или группы основных конструкций) вычисляют следующие величины:
- параметр дефектности по долговечности i-го объекта (рассматриваемой основной конструкции или группы основных конструкций);
- показатель технического состояния по долговечности i-го объекта (рассматриваемой основной конструкции или группы основных конструкций).
10.2 Определение параметра дефектности по долговечности рассматриваемого объекта (отдельной основной конструкции или группы основных конструкций)
Параметр дефектности по долговечности основной конструкции учитывает совокупность имеющихся дефектов, оказывающих влияние на долговечность i-го рассматриваемого объекта (отдельной основной конструкции или группы основных конструкций).
При вычислении параметра дефектности по долговечности для i-го рассматриваемого объекта учитывают все дефекты категории Д, которые оказывают негативное влияние на его долговечность.
Параметр дефектности по долговечности i-го рассматриваемого объекта может принимать вещественные значения в диапазоне .
При отсутствии дефектов категорий Д1, Д2, Д3 и Д4 значение параметра дефектности по долговечности отдельных конструкций принимается .
При наличии дефектов любой из категорий Д1, Д2, Д3 и Д4 значение параметра дефектности по долговечности для i-го рассматриваемого объекта определяют по формуле
,
(5)
где - базовый параметр дефектности по долговечности для i-го рассматриваемого объекта, определяемый дефектом наибольшей категории по долговечности
;
(6)
- максимальная категория имеющихся дефектов по долговечности в i-м объекте из числа тех, которые могут определять базовый параметр для данного объекта (см. приложение З);
- количество дефектов j-й категории по долговечности в данном i-м объекте за минусом дефекта, определившего базовый параметр дефектности по долговечности для i-го рассматриваемого объекта;
- показатель влияния дефектов j-й категории по долговечности
;
(7)
- коэффициент влияния дефекта j-категории по долговечности, учитывающий степень влияния дефектов j-й категории и имеющий величины ; ; ; соответственно для категорий дефектов по долговечности Д1, Д2, Д3 и Д4.
Влияние дефектов на долговечность рассматриваемого объекта оценивают экспертно исходя из фактических параметров развития дефекта, имеющихся примеров тенденции развития аналогичных дефектов, срока службы и времени эксплуатации объекта.
Список элементов, дефекты в которых не могут определять базовый параметр дефектности по долговечности и которые не следует учитывать при вычислении параметра , приведены в приложении И.
В особых случаях при отнесении дефектов к категориям Д1, Д2, Д3 и Д4 могут выполняться специальные исследования [11, 12], расчеты по предельным состояниям второй группы по СП 35.13330.2011, расчеты остаточного ресурса дефектного элемента по специальным методикам [13].
Параметры дефектности по долговечности отдельных конструкций используют при определении показателей технического состояния по долговечности для отдельных конструкций.
10.3 Определение частных показателей технического состояния по долговечности
Значения частных показателей технического состояния по долговечности для каждого рассматриваемого объекта (отдельной основной конструкции или группы основных конструкций) определяют по таблице Д.1 приложения Д с учетом признаков технического состояния по долговечности.
Основными признаками технического состояния по долговечности каждого рассматриваемого i-го объекта являются:
- качественные условия соответствия;
- параметр дефектности по долговечности i-го объекта.
В необходимых случаях, например, при оценке целесообразности или срочности ремонтных воздействий, определяют остаточный срок службы i-го рассматриваемого объекта и используют его в качестве признака технического состояния по долговечности. Остаточный срок службы объекта оценивают экспертно исходя из проектного срока службы, времени эксплуатации, ухудшения свойств материалов, дефектности объекта, износа или по утвержденным методикам с учетом рекомендаций [13].
10.4 Оценка технического состояния по долговечности мостового сооружения в целом
Техническое состояние по долговечности находящегося в эксплуатации мостового сооружения характеризуют тремя общими показателями технического состояния по долговечности, для вычисления которых используются частные показатели технического состояния по долговечности рассмотренных основных конструкций или групп основных конструкций:
- показатель минимальной долговечности;
- показатель средней долговечности;
- показатель технического состояния по долговечности мостового сооружения, а также параметр дефектности по долговечности мостового сооружения .
10.5 Определение показателя минимальной долговечности
Показатель минимальной долговечности принимают равным минимальному значению частных показателей технического состояния по долговечности, определяемых отдельно для каждой основной конструкции или группы конструкций.
Показатель по долговечности определяют по формуле
,
(8)
где - частный показатель технического состояния по долговечности i-го рассматриваемого объекта (i-й основной конструкции или i-й группы основных конструкций).
Минимальный частный показатель по долговечности выражают целыми числами от 0 до 5 и используют для ранжирования мостовых сооружений в группе при рассмотрении приоритетности направления средств, выделяемых на ремонт.
10.6 Определение показателя средней долговечности мостового сооружения
Показатель средней долговечности мостового сооружения принимают равным среднему значению частных показателей технического состояния по долговечности, определяемых отдельно для каждой основной конструкции или группы конструкций.
Показатель средней долговечности определяют по формуле
,
(9)
где - частный показатель технического состояния по долговечности i-го рассматриваемого объекта (i-й основной конструкции или i-й группы основных конструкций);
n - общее число рассматриваемых объектов (основных конструкций или групп основных конструкций).
Показатель средней долговечности мостового сооружения выражают вещественными числами от 0 до 5 с точностью до второго десятичного знака и используют для ранжирования мостовых сооружений в группе при рассмотрении приоритетности направления средств, выделяемых на ремонт.
10.7 Определение показателя технического состояния по долговечности мостового сооружения
Показатель технического состояния по долговечности мостового сооружения определяют по формуле
,
(10)
где - показатель средней долговечности (см. подраздел 10.6);
- показатель минимальной долговечности (см. подраздел 10.5).
Показатель технического состояния по долговечности мостового сооружения выражают вещественными числами от 0 до 5 с точностью до второго десятичного знака.
Показатель технического состояния по долговечности мостового сооружения используют для ранжирования мостовых сооружений в группе при рассмотрении приоритетности направления средств, выделяемых на ремонт, а также при вычислении обобщенного показателя технического состояния мостового сооружения .
10.8 Определение параметра дефектности по долговечности мостового сооружения
Параметр дефектности по долговечности мостового сооружения учитывает совокупность имеющихся во всех основных и неосновных конструкциях мостового сооружения дефектов категории Д, оказывающих влияние на долговечность мостового сооружения.
Параметр дефектности по долговечности может принимать вещественные значения в диапазоне .
При отсутствии дефектов категорий Д1, Д2, Д3 и Д4 значение параметра дефектности по долговечности принимается .
При наличии дефектов любой из категорий Д1, Д2, Д3 и Д4 значение параметра дефектности по долговечности определяют по формуле
,
(11)
где - базовый параметр дефектности по долговечности в мостовом сооружении, определяемый дефектом наибольшей категории по долговечности
;
(12)
- максимальная категория имеющихся дефектов в основных конструкциях мостового сооружения по долговечности из числа тех, которые могут определять базовый параметр (см. приложение З);
- количество дефектов j-й категории по долговечности в мостовом сооружении за минусом дефекта, определившего базовый параметр дефектности по долговечности в мостовом сооружении;
- показатель влияния дефектов j-й категории по долговечности
;
(13)
- коэффициент влияния дефекта j-категории по долговечности, учитывающий степень влияния дефектов j-й категории и имеющий величины ; ; ; соответственно для дефектов категорий по долговечности Д1, Д2, Д3 и Д4.
Список элементов, дефекты в которых не могут определять базовый параметр дефектности по долговечности и которые не следует учитывать при вычислении параметра , приведены в приложении И.
Параметр дефектности по долговечности мостового сооружения используют при вычислении обобщенного параметра дефектности мостового сооружения. Параметр дефектности по долговечности может быть также использован в качестве самостоятельного параметра для ранжирования мостовых сооружений в группе.
11 Определение обобщенного параметра дефектности мостового сооружения
Обобщенный параметр дефектности мостового сооружения дает дополнительную возможность ранжирования группы мостовых сооружений сразу по трем основным свойствам - безопасности эксплуатации, безотказности (грузоподъемности) и долговечности.
Значение обобщенного параметра дефектности мостового сооружения определяют по формуле
,
(14)
где - обобщенный параметр дефектности мостового сооружения;
- параметр дефектности по безопасности мостового сооружения (см. подраздел 7.4);
- показатель технического состояния по грузоподъемности мостового сооружения (см. подраздел 9.2);
- параметр дефектности по долговечности мостового сооружения (см. подраздел 10.8);
- минимальное значение из параметра дефектности по безопасности, показателя грузоподъемности мостового сооружения и параметра дефектности по долговечности мостового сооружения
.
(15)
Обобщенный параметр дефектности мостового сооружения может изменяться в диапазоне значений от 5 до 0. Значение обобщенного параметра дефектности достаточно указывать с точностью до второго десятичного знака.
12 Определение обобщенного показателя технического состояния мостового сооружения
Обобщенный показатель технического состояния мостового сооружения включает оценки состояния по критерию "безопасность эксплуатации", по безотказности (грузоподъемности) и долговечности и используется при назначении категории технического состояния мостового сооружения.
Значение обобщенного показателя технического состояния определяют по формуле
,
(16)
где - обобщенный показатель технического состояния мостового сооружения;
- показатель технического состояния по безопасности мостового сооружения (см. подраздел 7.2);
- показатель технического состояния по грузоподъемности мостового сооружения (см. подраздел 9.2);
- показатель технического состояния по долговечности мостового сооружения (см. подраздел 10.7);
- минимальное значение из значений показателя технического состояния по безопасности мостового сооружения, показателя грузоподъемности мостового сооружения и показателя технического состояния по долговечности мостового сооружения
.
(17)
Обобщенный показатель может изменяться в диапазоне значений от 5 до 0. Значение обобщенного показателя технического состояния мостового сооружения достаточно указывать с точностью до первого десятичного знака.
13 Определение показателя вида ремонтного воздействия и оценка технического состояния мостового сооружения по ремонтопригодности
Показатель вида ремонтного воздействия характеризует вид ремонтного воздействия, необходимого для приведения фактических значений параметров в соответствии уровням, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией и обеспечивающим требуемые свойства мостовому сооружению.
Значение показателя вида ремонтного воздействия определяют для мостового сооружения в целом на основании результатов классификации имеющихся дефектов по категориям ремонтопригодности P1, Р2, Р3, Р4 в соответствии с рекомендациями [3] и анализа ремонтных мероприятий, необходимых для их устранения.
Значение показателя вида ремонтного воздействия назначают с учетом утвержденной классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них [10] в соответствии с таблицей Е.1 приложения Е.
Показатель вида ремонтного воздействия может выражаться целыми числами от 0 до 5.
Показатель вида ремонтного воздействия учитывают при назначении категории технического состояния мостового сооружения.
При необходимости выбора между проведением ремонта или заменой мостового сооружения либо его отдельных конструкций для обоснования целесообразности ремонта на этапе вариантного проектирования используют коэффициент ремонтопригодности .
Для принятия правильных проектных решений может требоваться оценка ремонтопригодности мостового сооружения в целом или оценка ремонтопригодности только отдельных конструкций. Ремонтопригодность определяют по результатам предпроектного обследования на основании сопоставления стоимости работ восстановления со стоимостью перестройки мостового сооружения или замены отдельных конструкций. Такие расчеты проводят на стадии вариантного проектирования. В них следует учитывать разницу остаточного срока службы отремонтированного (восстановленного) сооружения и срока службы нового (перестроенного) сооружения.
Остаточный срок службы отремонтированного сооружения и прогнозируемый срок службы нового сооружения оценивают в соответствии с рекомендациями утвержденных методик, например, методики [13].
Уровень ремонтопригодности мостового сооружения выражают коэффициентом ремонтопригодности , равным отношению стоимости работ восстановления объекта к стоимости работ по его перестройке.
Границей ремонтопригодности является состояние, когда восстановление мостового сооружения или отдельной конструкции требует больших затрат, чем перестройка или замена отдельной конструкции.
Неремонтопригодным мостовое сооружение считают, если коэффициент ремонтопригодности больше единицы.
Коэффициент ремонтопригодности мостового сооружения в случаях, когда проводят расчеты вариантного проектирования, учитывают при определении показателя вида ремонтного воздействия.
Пример оценки технического состояния мостового сооружения приведен в приложении К.
Библиография
[1] |
Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере в дорожного хозяйства |
|
[2] |
ОДН 218.0.032-2003 |
Временное руководство по определению грузоподъемности мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
[3] |
Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
|
[4] |
Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах |
|
[5] |
Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений |
|
[6] |
Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний |
|
[7] |
Автомобильные дороги (СП 34.13330.2012 - в стадии актуализации) |
|
[8] |
Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций |
|
[9] |
Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов |
|
[10] |
|
Приказ Минтранса России от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" |
[11] |
ОДМ |
Методика определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений, 2002 |
[12] |
Рекомендации по диагностике активной коррозии арматуры в железобетонных конструкциях мостовых сооружений на автомобильных дорогах методом потенциалов полуэлемента |
|
[13] |
ОДМ |
Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов, 2002 |
[14] |
|
Приказ Минтранса России от 01.11.2007 N 157 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах расчета" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ "Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах" ОДМ 218.3.014-2011 (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 17 ноября 2011 г. N 883-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был