Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ, оценка и прогнозирование состояния подконтрольной сферы
1. Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)
1.1. Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии пунктами 5.1.7. и 5.1.11 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 осуществляет:
- государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
- контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
1.2. Поднадзорными Службе субъектами, равно как и субъектами, на которых направлена профилактика нарушений комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям являются граждане, юридические лица, которые осуществляют деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, а также ввоз в Российскую Федерацию семян растений.
2. Состояние подконтрольной сферы
2.1. Результаты осуществления государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений
2.1.1. Целями деятельности Россельхознадзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений является контроль за соблюдением требований нормативных документов в области семеноводства как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Семена относятся к культивируемым биологическим ресурсам, являются элементом природных ресурсов и должны использоваться и охраняться в Российской Федерации государством.
В 2017 году территориальными управлениями Россельхознадзора проведено 3646 контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, из них 1735 плановых проверок и 1911 внеплановых, в том числе 648 проверок по исполнению ранее выданных предписаний, что на 34% ниже показателей 2016 года (проведено 2112 плановых проверок и 2455 внеплановых проверок)
Проведены проверки поднадзорных объектов, в ходе которых проконтролировано 1 016 733 тонн семян, из них направлено на исследования в лаборатории для подтверждения качественных показателей 261 640 тонн (Рис. 2).
В результате исследований, проведенных лабораториями, аккредитованными в национальном органе по аккредитации установлено, что из 261 640 тонн семян 67 224 тонны признаны некондиционными (Рис. 3.).
В 2017 в ходе проведенных проверок выявлено 1911 нарушений в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (в 2016 году - 2455, в 2015 году - 6859).
В результате, за нарушения законодательства в области семеноводства возбуждено 2090 дел об административных правонарушениях (в 2016 году - 2087, в 2015 году - 6947). Вынесено 2053 постановления о привлечении к административной ответственности (в 2016 году - 2205, в 2015 году - 6637).
В 2017 году должностными лицами Россельхознадзора активно использовалась такая мера административного наказания, как "Предупреждение", в результате по 1473 административным наказаниям административный штраф был заменен "Предупреждением".
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, должностными лицами Россельхознадзора в 2017 году выдано 438 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. За первый квартал 2018 года выдано 156 предостережений.
В 2017 году выдано 989 предписаний об устранении нарушений (в 2016 году - 1 491, в 2015 году - 3457).
2.1.2. Прямой материальный ущерб организаций и государства от использования некачественных, фальсифицированных, не адаптированных к конкретным почвенно-климатическим условиям различных регионов Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений Ущерб (в том числе недополученный урожай), в 2016 году составил свыше 80,8 млрд. рублей. Ущерб был подсчитан специалистами ФГБУ "ВНИИКР".
В расчете объема производства использованы данные Росстата по основным показателям сельского хозяйства, а именно данные о валовом сборе продуктов растениеводства и о средних ценах производителей сельскохозяйственной продукции. Использованы также данные таможенной статистики внешней торговли России.
Следует обратить внимание, что в расчетах использовались данные сельхозпроизводителей, т.е. первичного звена и соответственно при использовании в расчетах объемов экспорта соответствующих видов культур и их экспортных цен (цен зарубежных рынков сбыта) оценочная величина объема производства сектора растениеводство будет значительно выше. Эта оценка может быть количественно оценена дополнительно.
2.2. Состояние профилактической работы
2.2.1. Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2017 году регулярно публиковалась информация в сфере семеноводства и итогах деятельности Россельхознадзора в сфере государственного надзора в области семеноводства в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований законодательства о семеноводстве.
Количество проведенных профилактических мероприятий - 8479 (в 2016 году - 7189).
Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 23617 (в 2016 году - 12364).
Количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов - 64 (в 2016 году - 39).
Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований законодательства в семеноводства, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством (публикаций в СМИ (газеты, журналы); публикаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на официальных сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов; выступлений на радио, телевидении, интервью) - 9736 (в 2016 году - 7356).
2.2.2. Территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на официальных сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного надзора в области семеноводства в отношении сельскохозяйственных растений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) на официальном сайте Россельхознадзора размещен Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному надзору в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/class/14/108).
Во исполнение пункта 2 части 2 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ на официальном сайте Службы размещаются разъяснения нормативных правовых актов (http://www.fsvps.ru/fsvps/ereception/faq.html).
На официальном сайте Службы публикуются сведения о проводимых публичных мероприятиях, а также о результатах правоприменительной практики (http://www.fsvps.ru/fsvps/practice/doklad.html) (пункт 3 части 2 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Нормативно-правовые акты в сфере государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений размещены по адресу: http://fsvps.ru/fsvps/laws/class/20/65.
2.3. Проблемы, на решение которых направлена Программа, и возможные варианты их решения
2.3.1. Значительная часть постановлений о привлечении к административной ответственности приходится на нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.12 КоАП РФ. Как правило, это нарушение обязательных требований, предусмотренных: Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" статья 17 (требования к производству семян), глава V (заготовка, обработка, хранение и использование семян) и глава VII (оборот партий семян).
Далее по количеству возбужденных дел об административных правонарушениях - это нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.13 КоАП РФ. К административной ответственности по ст. 10.13 КоАП РФ привлекаются в основном должностные лица. Как и в предыдущем случае правила ведения документации на семена сельскохозяйственных растений и внесение в нее достоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян предусмотрены Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.14 КоАП РФ) на третьем месте. Должностными лицами Россельхознадзора по данной статье привлекаются правонарушители за неисполнение обязательных требований, предусмотренных: Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (статья 33. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян), "Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных", утвержденная Минсельхозпродом РФ N 12-04/5, ГТК РФ N 01-23/8667 от 08.05.1997 (Зарегистрировано Минюстом России 26.05.1997, регистрационный N 1313).
Одной из причин совершения большого количества нарушений является низкий размер административного штрафа по статьям 10.12 и 10.13 КоАП РФ, который на граждан не превышает пятисот рублей, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - одной тысячи рублей, а на юридических лиц - десяти тысяч рублей.
Причиной большого количества нарушений по статьям 10.12 и 10.13 КоАП РФ является также нежелание хозяйствующих субъектов соблюдать и минимальные обязательные требования, которые еще сохранились в результате неоднократных внесений изменений законодательства.
2.3.1. Основными причинами большей части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, выявляемых Россельхознадзором, являются:
1) несовершенство законодательства и нормативных правовых актов, как в области регулирования сферы семеноводства, так и в области государственного надзора;
2) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в области семеноводства;
3) использование недобросовестными предпринимателями различных схем ввоза семян под видом иной не сельскохозяйственной продукции;
4) сезонность потребности в семенах, их высокая стоимость в этот период создает условия для извлечения выгоды недобросовестными предпринимателями за счет реализации некачественных семян;
5) низкий уровень ответственности правонарушителей, за нарушение законодательства в сфере семеноводства;
6) отсутствие неотвратимости ответственности за нарушение законодательства в сфере семеноводства.
Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:
1) совершенствование законодательства Евразийского экономического союза, разработка порядка реализации Службой полномочий по контролю за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур, а также контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян;
2) совершенствование законодательства, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации";
3) совершенствование законодательства, путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части дополнения оснований для проведения внеплановой проверки - за нарушение правил при реализации семян сельскохозяйственных растений (в случае обращения в орган, осуществляющий государственный надзор в области семеноводства, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
4) внесение в Минсельхоз России предложения о необходимости усиления административной ответственности за нарушения в сфере семеноводства предусмотрев неотвратимость указанного наказания (в настоящее время - срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 2 мес. со дня совершения административного правонарушения);
5) активное проведение Россельхознадзором и его территориальными органами работы по разъяснению поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере семеноводства;
6) проведение дополнительных занятий с инспекторским составом, в том числе путем направления в центры дополнительного образования и повышения квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.