Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2018 г. N 03-07-11/57985
Вопрос: Постановлениями Правительства Москвы от 04.05.2012 N 194-ПП "Об утверждении перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена на период 2020 года"; от 10.10.2017 N 748-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2017-2020 гг." предусмотрено строительство объектов городского заказа.
В соответствии с действующими контрактами, заключенными с АО, функции "Заказчика-Господрядчика" по строительству и вводу в эксплуатацию объектов городского заказа, в том числе по выплате денежных компенсаций правообладателям при освобождении, временном занятии территории для строительства возложены на АО.
В ряде случаев, в целях временного занятия земельных участков (частей земельных участков) для строительства объектов городского заказа выпускаются распоряжения Департамента городского имущества города Москвы об установлении сервитута.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатели земельных участков вправе требовать от обладателя сервитута соразмерную плату за установление сервитута.
В целях реализации распоряжений Департамента городского имущества города Москвы об установлении сервитута с правообладателями, являющимися собственниками земельных участков заключаются соглашения об осуществлении денежной компенсации за убытки, возникшие в результате установления сервитута на земельный участок, согласно которым размер денежной компенсации за установленный сервитут определяется отчетом об оценке и не облагается НДС.
Вместе с тем, правообладатели настаивают на корректировке отчета об оценке, предусматривающей включение суммы НДС в размер компенсации за установленный сервитут.
Учитывая изложенное, в целях своевременного занятия территории, необходимой для строительства объектов городского заказа, недопущения срыва сроков строительства, а также урегулирования вопроса о размере денежной компенсации за установленный сервитут, прошу дать разъяснения о правомерности обложения НДС суммы денежной компенсации за убытки, возникшие в результате установления сервитута на земельный участок, определяемой на основании отчета об оценке за установленный распоряжением Департамента городского имущества города Москвы сервитут.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Таким образом, операция по реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость.
Следует отметить, что в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 Кодекса не установлены.
Таким образом, при предоставлении вышеназванных прав налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.