Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2018 г. N 56-КГ18-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 августа 2018 г. гражданское дело по иску Пятиной Татьяны Вильевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Пятиной Татьяны Вильевны на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 4 мая 2017 г., дополнительное решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 июня 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 сентября 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав мнение представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю Курсаева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Пятина Татьяна Вильевна обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее также - У МВД России по Приморскому краю), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России), Управлению Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю (далее также - УФМС России по Приморскому краю), ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю (далее также - ликвидационная комиссия УФМС России по Приморскому краю) о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований Пятина Т.В. ссылалась на то, что 27 апреля 2004 г. была принята на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность паспортиста паспортно-визового отдела Управления внутренних дел Ленинского района г. Владивостока; с марта 2005 г. по 10 февраля 2006 г. проходила службу в должности инспектора паспортно-визового отдела Ленинского районного отдела внутренних дел г. Владивостока Приморского края, имеет специальное звание "майор внутренней службы".
Приказом МВД России от 3 марта 2006 г. N 293 л/с Пятина Т.В. с 10 февраля 2006 г. была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах МВД России, проходила службу в УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока на различных должностях.
17 июня 2013 г. между МВД России в лице начальника УФМС России по Приморскому краю и Пятиной Т.В. заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в УФМС России по Приморскому краю в должности начальника отдела УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" 8 апреля 2016 г. Пятина Т.В. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20 июля 2016 г. N 338 л/с Пятина Т.В. была освобождена от замещаемой должности и зачислена в распоряжение УФМС России по Приморскому краю с 21 июля 2016 г. сроком не более двух месяцев в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел.
Пятина Т.В. указала, что в соответствии со штатным расписанием, представленным на ознакомление сотрудником кадровой службы УМВД России по Приморскому края, ею был написан рапорт на имя начальника УМВД России по Приморскому краю о согласии на перевод на должность начальника отделения по обслуживанию населения Ленинского района отдела внутренних дел УМВД России по г. Владивостоку, которая является равнозначной по функциональным обязанностям той должности, которую она замещала в УФМС России по Приморскому краю, однако положительного решения по данному рапорту УМВД России по Приморскому краю не принято без обоснования причин отказа.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 947 л/с Пятина Т.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 947 л/с был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15 сентября 2016 г. N 401 л/с о расторжении с Пятиной Т.В. контракта и установлении даты увольнения по указанному выше основанию с 19 октября 2016 г.
По мнению Пятиной Т.В., увольнение по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения она являлась сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы в УФМС России по Приморскому краю, в связи с чем могла быть уволена по указанному основанию в случае невозможности перевода или её отказа от перевода на иную должность в органах внутренних дел, между тем ей не были предложены все вакантные должности, имеющиеся в структуре органа внутренних дел на момент увольнения, не учтено её преимущественное право на оставление на службе, наличие несовершеннолетнего ребёнка.
С учётом уточнённых исковых требований Пятина Т.В. просила суд признать незаконными и отменить: приказ МВД России от 23 августа 2016 г. N 947 л/с об увольнении майора внутренней службы Пятиной Т.В., прикомандированной к ФМС (УФМС России по Приморскому краю), по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15 сентября 2016 г. N 401 л/с о расторжении контракта и установлении даты увольнения Пятиной Т.В с 19 октября 2016 г.; восстановить Пятину Т.В. с 20 октября 2016 г. на службе в органах внутренних дел в распоряжении УМВД России по Приморскому краю; признать незаконным отказ УМВД России по Приморскому краю в назначении Пятиной Т.В. на должность в УМВД России по Приморскому краю переводом из УФМС России по Приморскому краю; возложить на УМВД России по Приморскому краю обязанность назначить Пятину Т.В. с 20 октября 2016 г. переводом из УФМС России по Приморскому краю на вакантную должность в УМВД России по Приморскому краю, соответствующую её образованию, квалификации, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах г. Владивостока, где ранее она проходила службу и постоянно проживает, и заключить с ней контракт; взыскать с УМВД России по Приморскому краю в пользу Пятиной Т.В. денежное довольствие за время вынужденного прогула с 20 октября 2016 г. по 31 марта 2017 г. из расчёта среднедневного денежного довольствия 2 553,75 руб. в размере 355 261, 25 руб.; взыскать с УМВД России по Приморскому краю и с УФМС России по Приморскому краю в пользу Пятиной Т.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. с каждого ответчика.
Представитель ответчиков - МВД России и УМВД России по Приморскому краю - в суде первой инстанции исковые требования не признал.
Представители ответчиков - УФМС России по Приморскому краю и ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю - в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 4 мая 2017 г. в удовлетворении исковых требований Пятиной Т.В. о признании незаконным увольнения и восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежных средств отказано.
Дополнительным решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 июня 2017 г. Пятиной Т.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа УМВД России по Приморскому краю в назначении её на должность в УМВД России по Приморскому краю переводом из УФМС России по Приморскому краю, возложении обязанности на УМВД России по Приморскому краю назначить Пятину Т.В. с 20 октября 2016 г. переводом из УФМС России по Приморскому краю на вакантную должность в УМВД России по Приморскому краю, соответствующую её образованию, квалификации, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах г. Владивостока, где ранее она проходила службу и постоянно проживает, и заключить с ней контракт.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 сентября 2017 г. решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 4 мая 2017 г. и дополнительное решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 июня 2017 г. оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Пятиной Т.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 28 марта 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 22 июня 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Пятина Т.В., её представитель и представитель ответчика ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, Пятина Т.В. направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и в отсутствие её представителя, представитель ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю сведений о причинах неявки не сообщил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав мнение представителя МВД России, УМВД России по Приморскому краю и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела
судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Пятина Т.В. 27 апреля 2004 г. принята на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность паспортиста паспортно-визового отдела Управления внутренних дел Ленинского района г. Владивостока; с марта 2005 г. по 10 февраля 2006 г. проходила службу в должности инспектора паспортно-визового отдела Ленинского районного отдела внутренних дел г. Владивостока Приморского края, имеет специальное звание "майор внутренней службы".
Приказом МВД России от 3 марта 2006 г. N 293 л/с Пятина Т.В. с 10 февраля 2006 г. была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах МВД России, проходила службу в УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока на различных должностях. Приказом МВД России от 3 марта 2006 г. N 372 л/с Пятина Т.В. была откомандирована в распоряжение УФМС России по Приморскому краю с 10 февраля 2006 г.
17 июня 2013 г. между МВД России в лице начальника УФМС России по Приморскому краю и Пятиной Т.В. заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в УФМС России по Приморскому краю в должности начальника отдела УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
8 апреля 2016 г. Пятина Т.В. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" ликвидировано УФМС России по Приморскому краю.
30 мая 2016 г. Пятиной Т.В. был подан рапорт на имя начальника УМВД России по Приморскому краю о переводе её из УФМС России по Приморскому краю на должность начальника отделения по обслуживанию населения Ленинского района отдела внутренних дел УМВД России по г. Владивостоку.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20 июля 2016 г. N 338 л/с Пятина Т.В. была освобождена от замещаемой должности и зачислена в распоряжение УФМС России по Приморскому краю с 21 июля 2016 г. сроком не более двух месяцев в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел.
3 августа 2016 г. с Пятиной Т.В. проведена беседа по вопросу увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в ходе которой ей было разъяснено, что руководством У МВД России по Приморскому краю не принято положительного решения по её рапорту о переводе из УФМС России по Приморскому краю в УМВД России по Приморскому краю, в связи с чем она подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Письмом УМВД России по Приморскому краю от 12 августа 2016 г. Пятина Т.В. проинформирована о том, что по её рапорту о переводе из УФМС России по Приморскому краю руководством УМВД России по Приморскому краю положительного решения не принято.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 947 л/с Пятина Т.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании названного приказа был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15 сентября 2016 г. N 401 л/с о расторжении с Пятиной Т.В. контракта и установлении даты увольнения по указанному выше основанию с 19 октября 2016 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Пятиной Т.В. о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении её на службе в УМВД России по Приморскому краю, признании незаконным отказа в назначении на должность в УМВД России по Приморскому краю, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты ФМС России, регламентирующие, в частности, порядок прохождения службы в структуре ФМС России прикомандированных к ФМС России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ ФМС России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришёл к выводу о законности увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что истец проходила службу и занимала должность в ФМС России, являвшейся самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти (ФМС России) упразднён, следовательно, при ликвидации данного органа государственной власти у МВД России и УМВД России по Приморскому краю отсутствовали основания для зачисления сотрудников ФМС России и его территориальных органов, и в частности Пятиной Т.В. в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов (УМВД России по Приморскому краю) в соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд указал, что в Указе Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не содержится указания об обязательности назначения сотрудников упразднённой ФМС России, изъявивших желание на поступление на службу в органы внутренних дел, на должности в органы внутренних дел Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что для назначения на должность в органах внутренних дел применительно к положениям статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность, однако в отношении Пятиной Т.В. положительного решения по переводу из УФМС России по Приморскому краю в УМВД России по Приморскому краю принято не было. В обоснование вывода о законности решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции также сослался на то, что в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов: обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и назначения сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств. Вследствие этого при сокращении штата производится назначение на вакантную должность в органах внутренних дел, но при условии отсутствия препятствий к такому назначению с учётом проверочных мероприятий и без квалификационных требований к образованию при назначении не на вышестоящие должности. Подбор кандидатур на вакантные должности, расстановка кадров с целью их эффективного использования относятся к исключительной прерогативе работодателя.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьёй 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Пунктом 10.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 1038 (действовавшей в период прикомандирования Пятиной Т.В. к УФМС России по Приморскому краю и утратившей силу в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"), было предусмотрено, что учёт прикомандированных сотрудников, контроль за соблюдением порядка прохождения ими службы осуществляется Главным управлением кадров и кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные нормы в отношении прикомандированных сотрудников органов внутренних дел содержатся и в действующем в настоящее время Положении о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 660.
Так, согласно пункту 10.3 названного положения основными задачами Департамента является в том числе осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой в области кадрового обеспечения, мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны.
Основными функциями Департамента являются, в частности: организация контроля за прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, прикомандированными к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям с оставлением в кадрах МВД России; организация работы по дальнейшему прохождению службы сотрудниками по окончании прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям и командирования за пределы территории Российской Федерации для участия в соответствии с законодательством Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (пункты 11.26, 11.28 Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 660).
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 этого же указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
Определённые гарантии правовой защиты прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31 декабря 2016 г. (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных данным федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено этим федеральным законом.
Сами условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность приведены в статье 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 указанного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе в случаях упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 этого федерального закона (пункты 1, 3, 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из изложенных норм материального права в их системной взаимосвязи сотрудники органов внутренних дел с их согласия для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, могут быть прикомандированы к федеральному органу государственной власти с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким сотрудникам относятся, в частности, сотрудники органов внутренних дел, которые были прикомандированы к Федеральной миграционной службе. После упразднения Федеральной миграционной службы и окончания в связи с этим срока прикомандирования сотрудников органов внутренних дел в отношении таких сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. До решения вопроса о порядке и условиях дальнейшего прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел такие сотрудники подлежат зачислению в распоряжение соответствующего территориального органа внутренних дел. При этом такие сотрудники считаются продолжающими службу в органах внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такие сотрудники подлежат увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) прикомандированных сотрудников в связи с упразднением Федеральной миграционной службы, пришли к ошибочному выводу о том, что на Пятину Т.В., являвшуюся прикомандированным сотрудником органов внутренних дел, проходившим службу и занимавшим должность в Федеральной миграционной службе - самостоятельном государственном органе в структуре органов государственной власти Российской Федерации, при упразднении этого органа не распространяются гарантии, предусмотренные статьёй 30, частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, 30 мая 2016 г. майором внутренней службы Пятиной Т.В. на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был подан рапорт о переводе её из УФМС России по Приморскому краю на должность начальника отделения по обслуживанию населения Ленинского района отдела внутренних дел УМВД России по г. Владивостоку, в согласовании которого ей было отказано без указания причин. Каких-либо решений по вопросу о возможности перевода и назначения Пятиной Т.В. на иные имеющиеся вакантные должности в структуре органов внутренних дел уполномоченными должностными лицами УМВД России по Приморскому краю принято не было.
Ввиду того, что майор внутренней службы Пятина Т.В. на момент увольнения являлась прикомандированным к ФМС России сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и она изъявила желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что федеральный орган исполнительной власти (ФМС России), в котором истец проходила службу на соответствующей должности, упразднён, а законом не установлена обязанность по предложению сотруднику вакантных должностей в другом самостоятельном органе и по соблюдению ответчиками в отношении Пятиной Т.В. установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядка увольнения по указанному основанию, противоречат приведённому выше правовому регулированию.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права - части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, устанавливающей, что расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел по пункту 11 части 2 названной статьи закона (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел, и статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342- ФЗ, определяющей порядок перевода сотрудника органов внутренних дел, - юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для решения вопроса о законности увольнения Пятиной Т.В. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиками - МВД России и УМВД России по Приморскому краю - процедуры увольнения Пятиной Т.В. со службы, в частности того, исполнена ли должным образом обязанность по предложению Пятиной Т.В. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных должностей, соответствующих её уровню квалификации, образованию, стажу службы и опыту работы по специальности.
Однако в нарушение положений приведённых норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно соблюдение ответчиками процедуры увольнения Пятиной Т.В. по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод судебных инстанций о соблюдении ответчиками порядка увольнения Пятиной Т.В. по данному основанию является неправомерным.
Нельзя признать законным довод судебных инстанций о том, что увольнение майора внутренней службы Пятиной Т.В. обусловлено выполнением Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и из прекурсоров и в сфере миграции", в котором отсутствует указание на то, что сотрудники ликвидированной Федеральной миграционной службы, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода.
Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 не содержит норм, регулирующих порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Не соответствует требованиям закона и ссылка судебных инстанций в обоснование законности увольнения майора внутренней службы Пятиной Т.В. в связи с упразднением Федеральной миграционной службы на приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и приказ Федеральной миграционной службы от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", поскольку данные нормативно правовые акты также не содержат норм, регулирующих порядок увольнения прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы и окончанием срока прикомандирования и предоставления таким сотрудникам ввиду увольнения соответствующих гарантий.
Делая вывод о том, что для назначения на должность в органах внутренних дел прикомандированным сотрудникам необходимо успешное прохождение проверочных мероприятий, суд апелляционной инстанции не учёл, что такие мероприятия не предусмотрены приведёнными выше нормативными положениями, определяющими процедуру разрешения вопроса о переводе сотрудников органов внутренних дел на иные должности в связи с сокращением замещаемой ими должности.
Является ошибочным применение судом апелляционной инстанции к спорным отношениям положений пунктов 1, 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, поскольку сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе с оставлением в кадрах МВД России, являются действующими сотрудниками, продолжающими службу в органах внутренних дел, в связи с чем положения статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, определяющие принципы и направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, не регулируют отношения, связанные с порядком прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, в том числе при разрешении вопроса об их переводе на иные должности в связи с сокращением замещаемой ими должности.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при разрешении спора не учтено, что в силу части 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Статьёй 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлены квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 9 названного закона квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Порядок перевода сотрудников органов внутренних дел, в том числе на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность, как указывалось выше, урегулирован статьёй 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьёй 78 данного федерального закона.
Для перевода сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность закон подобных требований (аттестация или конкурс) не устанавливает, что не было учтено судом апелляционной инстанции.
В связи с приведёнными обстоятельствами решение суда первой инстанции, дополнительное решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Пятиной Т.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 4 мая 2017 г., дополнительное решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 июня 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 сентября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2018 г. N 56-КГ18-17
Текст определения официально опубликован не был