В целях совершенствования деятельности Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, руководствуясь главой 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", и Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2017 N 170 "О центральных органах Российской Федерации, территориальных и иных органах, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Протокола к ней от 28 марта 1997 г.", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам.
2. Заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления правовым актом определить порядок взаимодействия Главного военного следственного управления с нижестоящими военными следственными органами по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства с учетом специфики их деятельности.
3. Руководителям следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:
организовать деятельность подчиненных сотрудников по своевременной и качественной подготовке запросов о правовой помощи по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении для последующего направления в установленном порядке в компетентные органы иностранных государств, а также по своевременному и качественному исполнению поступивших в Следственный комитет запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам;
определить правовым актом должностных лиц, ответственных за осуществление взаимодействия с управлением международного сотрудничества Следственного комитета по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам;
обеспечить надлежащий контроль за деятельностью подчиненных сотрудников по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
4. Управлению международного сотрудничества осуществлять координацию деятельности следственных подразделений центрального аппарата и следственных органов Следственного комитета по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
5. Признать утратившим силу приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30.10.2015 N 97 "Об организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель |
А.И. Бастрыкин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Следственного комитета
Российской Федерации
от 08.02.2018 N 6
ПОРЯДОК
организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам
I. Общие положения
1. Настоящий порядок в соответствии с международными договорами, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) регламентирует вопросы деятельности Главного военного следственного управления, следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета (далее - следственные органы Следственного комитета) по направлению запросов о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств, а также по исполнению на территории Российской Федерации поступивших в Следственный комитет запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам.
II. Требования к форме и содержанию запросов о правовой помощи по уголовным делам, направляемых в компетентные органы иностранных государств, а также к сопроводительным документам и приложениям
2. Запрос о правовой помощи представляет собой ходатайство перед компетентными органами иностранного государства о производстве процессуальных действий (в том числе вручении документов) на территории одного иностранного государства и в рамках одного уголовного дела.
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запрос о правовой помощи может быть направлен при проверке сообщения о преступлении.
3. Запрос о правовой помощи оформляется на гербовом бланке следственного органа Следственного комитета с указанием исходящего номера и даты и подписывается следователем, следователем-криминалистом или руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело (далее - следователь). Все страницы запроса, кроме первой, нумеруются.
4. Запрос о правовой помощи составляется на русском языке.
В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в соответствующих случаях направления запроса на основе принципа взаимности запрос о правовой помощи и приложения к нему переводятся на официальный язык запрашиваемого государства либо иной иностранный язык, предусмотренный международным договором Российской Федерации.
Перевод осуществляется переводчиком, назначенным по постановлению следователя следственного органа Следственного комитета. Копия такого постановления к запросу не прилагается.
5. Все страницы перевода запроса о правовой помощи на иностранный язык подписываются лицом, осуществившим перевод, с указанием фамилии и инициалов в левом нижнем углу каждой страницы.
6. Запрос о правовой помощи, перевод запроса и приложение к запросу изготавливаются в трех экземплярах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 38 настоящего Порядка. В случае отсутствия возможности приобщения двух копий приложения (например, объемных материалов, предметов, вещественных доказательств и т.д.) к запросу прилагается оригинал приложения в одном экземпляре и те копии, изготовление которых технически возможно.
7. Все страницы каждого экземпляра запроса о правовой помощи и перевода на титульной стороне заверяются гербовой печатью следственного органа Следственного комитета.
Каждый лист всех экземпляров материалов, прилагаемых к запросу, также заверяется гербовой печатью следственного органа Следственного комитета на титульной стороне листа и на оборотной стороне листа при наличии на ней текста или иных знаков и символов.
Прилагаемые к запросу копии документов датируются и заверяются надписью "Копия верна", подписью должностного лица с указанием его должности и гербовой печатью следственного органа Следственного комитета.
8. К запросу о правовой помощи прилагается выписка статьи (статей) из Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой (которыми) квалифицировано (квалифицированы) расследуемое преступное деяние (расследуемые преступные деяния). При этом текст правовой нормы приводится полностью, заверяется надписью "Выписка верна", подписью должностного лица с указанием его должности и гербовой печатью следственного органа Следственного комитета.
9. К запросу также прилагаются предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации необходимые процессуальные документы, подписанные должностным лицом следственного органа Следственного комитета, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.
10. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуального действия на основании судебного решения следователь следственного органа Следственного комитета возбуждает перед уполномоченным судом в Российской Федерации соответствующее ходатайство в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае к запросу о правовой помощи прилагается копия судебного постановления, заверенная гербовой печатью суда или следственного органа Следственного комитета, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.
11. Прилагаемые к запросу документы и предметы упаковываются и опечатываются способом, исключающим возможность несанкционированного вскрытия упаковки. При необходимости они сопровождаются описью.
12. Запрос о правовой помощи адресуется в компетентные органы запрашиваемого государства. В запросе необходимо указывать полное официальное наименование соответствующего иностранного государства, которое следует уточнять в Общероссийском классификаторе стран мира, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14.12.2001 N 529-ст, а также в перечне наименований иностранных государств, размещенном на официальном сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Использование сокращенных или неофициальных наименований иностранных государств не допускается.
13. Текст запроса о правовой помощи должен быть лаконичным и емким, иметь четкие причинно-следственные и временные связи между смысловыми блоками. При его составлении следует использовать преимущественно простые предложения, избегать причастных и деепричастных оборотов, жаргонизмов и просторечных выражений, которые могут привести к искажению смысла текста при его переводе.
Надлежит избегать изложения в запросе лишних сведений, не имеющих значения для его исполнения.
Приводимые в запросе аббревиатуры должны быть расшифрованы.
При наличии соответствующих сведений иностранные фамилии, имена, названия, наименования, адреса должны быть приведены на русском языке и затем по возможности в их оригинальном написании (в круглых скобках).
14. Запрос о правовой помощи состоит из описательно-мотивировочной части, в которой излагаются обстоятельства дела, и резолютивной части, в которой излагается запрашиваемая правовая помощь.
Запрашиваемая правовая помощь должна соотноситься с обстоятельствами, изложенными в описательно-мотивировочной части запроса. Не допускается ходатайствовать о проведении каких-либо процессуальных действий в отношении физических или юридических лиц, сведения о которых не содержатся в описательно-мотивировочной части.
Также недопустимо ходатайствовать о постановке допрашиваемому лицу вопросов, не имеющих связи с обстоятельствами, изложенными в описательно-мотивировочной части.
15. Описательно-мотивировочная часть запроса о правовой помощи содержит следующие сведения:
15.1. Наименование следственного органа Следственного комитета, в производстве которого находится уголовное дело;
15.2. Номер уголовного дела;
15.3. Дата возбуждения уголовного дела;
15.4. Статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой (которыми) квалифицировано (квалифицированы) расследуемое преступление (преступления);
15.5. По факту какого преступления либо в отношении какого лица (лиц) возбуждено уголовное дело (проводится проверка сообщения о преступлении);
15.6. Краткое описание объективной стороны преступления (преступлений) с указанием времени, места и способа его (их) совершения;
15.7. При необходимости - сведения о размере причиненного в результате совершенного деяния ущерба;
15.8. Версии следствия, которые подлежат проверке при исполнении запроса; перечень добытых в ходе следствия доказательств, о которых, по мнению следствия, необходимо сообщить запрашиваемой стороне;
15.9. Установочные данные лиц, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц -их полное наименование, юридический и (или) фактический адрес.
В случае отсутствия в следственном органе Следственного комитета сведений о лицах, адресах, имуществе, фактах, имеющих юридическое значение и необходимых для подготовки запроса, получение соответствующей информации может быть поручено органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, в том числе с использованием возможностей Международной организации уголовной полиции - Интерпола. Необходимая информация также может быть запрошена в соответствии с международными договорами Российской Федерации (межгосударственными и межправительственными соглашениями), по которым Следственный комитет является компетентным органом (в том числе на основании дипломатических нот).
В случае отсутствия установочных данных в полном объеме необходимо указать, что следствием приняты меры к их получению, которые не привели к требуемому результату;
15.10. Дата привлечения лица в качестве обвиняемого; избранная мера пресечения; дата объявления розыска обвиняемого;
15.11. Указание на то, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации не истекли, либо указание на предусмотренные законодательством Российской Федерации основания производства следствия по истечении сроков давности, а также на неприменение сроков давности;
15.12. Цель запроса, связь запрашиваемых действий с предметом расследования (для установления каких фактов по делу требуются запрашиваемые доказательства);
15.13. Ссылка на статьи 453, 454 (при необходимости - на статью 456) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, многосторонний и (или) двусторонний международный договор Российской Федерации, а в случае их отсутствия - на принцип взаимности;
В запросе о правовой помощи не допускается изложение просьбы о принятии должностным лицом компетентного органа иностранного государства процессуального решения по уголовному делу. В случае необходимости следует ходатайствовать об ознакомлении участника уголовного процесса с прилагаемым к запросу соответствующим постановлением о принятии процессуального решения, вынесенным следователем следственного органа Следственного комитета.
16. В резолютивной части запроса о правовой помощи излагается просьба о проведении конкретных процессуальных действий на территории иностранного государства его компетентными органами.
Резолютивная часть запроса содержит следующие сведения:
16.1. Перечень процессуальных действий, о производстве которых ходатайствует следователь следственного органа Следственного комитета.
При подготовке запроса необходимо руководствоваться положениями статей 73 - 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом компетентные органы запрашиваемого государства исполняют запрос в соответствии со своим национальным законодательством.
Вместе с тем допускается ходатайствовать о применении норм законодательства запрашивающей стороны при исполнении запроса (например, если следователю следственного органа Следственного комитета необходимо допросить несовершеннолетнего, он излагает просьбу провести допрос в соответствии с требованиями статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В таких случаях к запросу прилагается выписка соответствующей статьи из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, текст которой приводится полностью. Выписка заверяется в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка;
16.2. Процессуальный статус лиц, в отношении которых запрашивается производство процессуальных действий;
16.3. В случае необходимости производства допроса или очной ставки помимо процессуального статуса допрашиваемого лица (допрашиваемых лиц) перечень подлежащих постановке вопросов с учетом части 2 статьи 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также просьба о составлении протокола допроса или очной ставки и его подписании проводящим допрос сотрудником компетентного органа иностранного государства и допрашиваемым лицом (допрашиваемыми лицами).
Во избежание возможных неточностей при составлении запрашиваемых процессуальных документов исполняющей стороной наряду с изложением в тексте запроса указанные данные могут быть также приложены к нему на электронном носителе;
16.4. В запросе о вручении или передаче документа - точный адрес получателя, его процессуальный статус и наименование подлежащего вручению документа.
При необходимости указывается просьба удостоверить вручение документов подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, заверенным печатью запрашиваемого учреждения и подписью работника учреждения, вручившего документ, с указанием даты вручения, или выданным этим учреждением иным документом, в котором указывается способ, место и время вручения;
16.5. Гарантия возврата по требованию запрашиваемой стороны поступивших от нее предметов или документов после производства всех необходимых процессуальных действий;
16.6. Гарантия того, что полученные в результате исполнения запроса сведения будут использованы исключительно в целях следствия и судебного разбирательства по уголовному делу и это не повлечет за собой причинения ущерба суверенитету, безопасности и публичному порядку запрашиваемого государства;
16.7. Указание на то, что изложенные в запросе сведения составляют тайну следствия и могут быть разглашены только в той мере, в которой это необходимо для исполнения запроса; изложение просьбы о соблюдении конфиденциальности в связи с поступлением и исполнением запроса;
16.8. Просьба о заверении надлежащим образом, скреплении печатью компетентного органа Иностранного государства всех материалов исполненного запроса;
16.9. Запрос о вызове участников уголовного судопроизводства, передаче на время содержащихся под стражей лиц, находящихся за рубежом, составляется с учетом соответствующих положений международного договора Российской Федерации и статьи 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и должен содержать предусмотренные ими гарантии, а также сведения о порядке оплаты расходов;
16.10. При наличии в запросе ходатайства о присутствии при его исполнении сотрудников Следственного комитета, а в случае необходимости и иных лиц - данные об этих лицах (фамилия, имя, отчество и должность), а также просьба заблаговременно информировать инициатора запроса о времени и месте его исполнения;
16.11. В случае, если по уголовному делу избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо в иных исключительных случаях - указание на особую срочность запроса с кратким обоснованием;
16.12. Контактные данные (фамилия, имя, отчество, должность, а также предпочтительная форма связи (телефон, факс, служебная электронная почта)) представителя следственного органа Следственного комитета, который в случае необходимости ответит на вопросы исполнителя запроса.
Номера телефонов и факсов следует указывать с международным кодом Российской Федерации и кодом соответствующего населенного пункта (например, г. Москва - +7 495 222 33 22, г. Волгоград - +7 8442 22 33 22).
Также указываются контактные телефоны управления международного сотрудничества Следственного комитета;
16.13. Адрес для направления материалов исполненного запроса о правовой помощи: Технический пер., д. 2, г. Москва, Россия, 105005, Следственный комитет Российской Федерации, управление международного сотрудничества.
При направлении запроса минуя управление международного сотрудничества в случаях, предусмотренных пунктом 38 настоящего Порядка, для направления материалов указывается адрес следственного органа Следственного комитета, направившего запрос.
III. Организация подготовки направления запросов о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств
17. При необходимости производства по уголовному делу, а также по материалам проверки сообщения о преступлении (в случаях, предусмотренных международными договорами) процессуальных действий на территории иностранного государства следственные органы Следственного комитета направляют проекты запросов о правовой помощи в управление международного сотрудничества Следственного комитета (далее - управление международного сотрудничества) для согласования.
18. Направление запросов военными следственными органами в Главное военное следственное управление для последующей передачи в управление международного сотрудничества осуществляется в порядке, определенном правовым актом Главного военного следственного управления.
19. В тех случаях, когда необходимость направления запроса о правовой помощи возникает по уголовным делам, находящимся в производстве следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (за исключением военных), следственных подразделений Следственного комитета, проекты запросов о правовой помощи направляются для предварительного согласования руководителям соответствующих главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) следственных управлений.
Нарушение указанного порядка согласования запроса недопустимо.
20. В управление международного сотрудничества проект запроса направляется (при необходимости с использованием средств факсимильной и иной оперативной связи) с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности, с указанием контактных данных должностного лица, ответственного за взаимодействие с управлением международного сотрудничества.
21. Управление международного сотрудничества осуществляет проверку соответствия содержания поступившего проекта запроса требованиям международного договора (международных договоров) и законодательства Российской Федерации.
При необходимости управление международного сотрудничества запрашивает мнения уполномоченных федеральных государственных органов о возможности направления запроса о правовой помощи.
Следственный орган Следственного комитета информируется о результатах проверки (отсутствие замечаний или конкретные замечания по содержанию проекта запроса).
22. В том случае, если в ходе согласования или после согласования с управлением международного сотрудничества проекта запроса о правовой помощи инициатором запроса будет принято решение о нецелесообразности его дальнейшего направления в компетентные органы иностранного государства, об этом в обязательном порядке незамедлительно информируется управление международного сотрудничества письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности.
23. Согласованный с управлением международного сотрудничества запрос и прилагаемые к нему материалы, оформленные надлежащим образом, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности, передаются в управление международного сотрудничества для решения вопроса о направлении в установленном порядке в компетентные органы иностранного государства, если иное не предусмотрено пунктом 38 настоящего Порядка.
24. Направление запроса о правовой помощи следственным органом Следственного комитета или инициатором запроса в компетентные органы иностранного государства минуя управление международного сотрудничества не допускается, если иное не предусмотрено пунктом 38 настоящего Порядка.
25. Полученный управлением международного сотрудничества оригинал согласованного по содержанию запроса о правовой помощи и прилагаемые к нему материалы проверяются на соответствие их содержания и оформления требованиям международных договоров и законодательства Российской Федерации, а также настоящего Порядка.
26. В случае несоответствия требованиям, указанным в пункте 25 настоящего Порядка, оригинал запроса о правовой помощи и прилагаемые к нему материалы возвращаются инициатору запроса для доработки.
При отсутствии замечаний оригинал запроса о правовой помощи и прилагаемые к нему материалы не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в управление международного сотрудничества направляются в установленном порядке в компетентные органы иностранного государства, если иное не установлено настоящим Порядком.
27. Управление международного сотрудничества осуществляет мониторинг исполнения направленных через него в компетентные органы иностранных государств запросов о правовой помощи и в случае непоступления в разумный срок сведений о результатах их рассмотрения принимает меры к ускорению получения соответствующей информации и материалов.
В случае, если необходимость в исполнении запроса о правовой помощи, направленного через управление международного сотрудничества, отпала, следственный орган Следственного комитета незамедлительно информирует об этом управление международного сотрудничества, которое направляет соответствующее сообщение в компетентный орган иностранного государства в установленном порядке.
В случаях направления запросов в иностранные государства минуя управление международного сотрудничества, предусмотренных настоящим Порядком, мониторинг исполнения направленных в компетентные органы иностранных государств запросов о правовой помощи осуществляется следственными органами Следственного комитета самостоятельно, при необходимости ими принимаются меры к ускорению получения соответствующих сведений и материалов.
В случае, если необходимость в исполнении запроса о правовой помощи, направленного следственным органом Следственного комитета непосредственно в компетентный орган иностранного государства, отпала, об этом незамедлительно информируется компетентный орган иностранного государства и управление международного сотрудничества письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности.
28. Сношения следственных органов Следственного комитета с компетентными органами иностранных государств по вопросам правовой помощи по уголовным делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории иностранных государств, а также с деятельностью на территории комплекса "Байконур", осуществляются в порядке, установленном соответствующими международными договорами Российской Федерации, в том числе по вопросам юрисдикции и статуса воинских формирований Российской Федерации за рубежом.
29. Вопрос о возможности и порядке производства процессуальных действий в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также на иных объектах, находящихся на территории иностранного государства, в отношении которых Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, решается на основе норм международного права с учетом мнения Министерства иностранных дел Российской Федерации и иных заинтересованных государственных органов.
О необходимости производства процессуальных действий на указанных объектах следственный орган Следственного комитета информирует управление международного сотрудничества письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности.
30. Информация о ходе и результатах исполнения запроса о правовой помощи компетентными органами иностранного государства, а также полученные при этом материалы, поступившие в управление международного сотрудничества, направляются инициатору запроса. В случаях, предусмотренных настоящим Порядком, при поступлении в следственный орган Следственного комитета материалов или сведений о результатах рассмотрения запроса непосредственно от компетентного органа иностранного государства об этом незамедлительно информируется управление международного сотрудничества письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности.
IV. Организация исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам
31. Организация исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам, поступающих в Следственный комитет в установленном порядке, осуществляется управлением международного сотрудничества, если иное не предусмотрено пунктом 39 настоящего Порядка.
Допускается организация исполнения Главным военным следственным управлением запросов компетентных органов иностранных государств, поступивших непосредственно из Главной военной прокуратуры, с одновременным информированием об этом управления международного сотрудничества.
32. Управление международного сотрудничества, руководствуясь международными договорами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами, принципом взаимности, направляет для исполнения поступившие в управление международного сотрудничества запросы компетентных органов иностранных государств о правовой помощи в следственные органы Следственного комитета в соответствии с их компетенцией с указанием контрольного срока исполнения.
33. В случае поступления запроса о правовой помощи в следственный орган Следственного комитета или его подчиненное подразделение минуя управление международного сотрудничества за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, он подлежит направлению в управление международного сотрудничества для определения порядка исполнения.
34. Руководители следственных органов Следственного комитета организуют исполнение запроса о правовой помощи силами следственных подразделений аппарата следственного органа или подчиненных следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета с соблюдением установленного контрольного срока исполнения.
35. Материалы исполненного запроса о правовой помощи, выполненные печатным шрифтом либо с приложением печатной копии, подписанные уполномоченным должностным лицом и заверенные гербовой печатью соответствующего следственного органа Следственного комитета, с сопроводительными документами направляются к указанному контрольному сроку в управление международного сотрудничества, если иной порядок направления не определен данным подразделением центрального аппарата Следственного комитета или настоящим Порядком. К материалам исполненного запроса прилагается подробная справка следственного органа Следственного комитета о результатах исполнения запроса (в случае частичного исполнения с указанием дальнейших мер к исполнению в полном объеме). В случае необходимости продления срока исполнения или невозможности исполнения запроса в управление международного сотрудничества направляется докладная записка с указанием причин.
36. При наличии ходатайства о присутствии представителей компетентных органов иностранного государства при исполнении запроса о правовой помощи на территории Российской Федерации координация взаимодействия указанных представителей с исполняющим поручение следственным органом Следственного комитета или его подчиненным подразделением осуществляется управлением международного сотрудничества в соответствии с нормативными правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.
V. Порядок направления и исполнения запросов о правовой помощи на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и Протокола к ней от 28.03.1997
37. Проект запроса о правовой помощи, направляемого в компетентный орган иностранного государства в порядке, предусмотренном Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, Протоколом к ней от 28.03.1997 (далее - Конвенция, Протокол) и Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2017 N 170 "О центральных органах Российской Федерации, территориальных и иных органах, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Протокола к ней от 28 марта 1997 г." (далее - Указ), согласовывается с управлением международного сотрудничества в соответствии с пунктами 17 - 23 настоящего Порядка.
38. В компетентные органы иностранного государства через управление международного сотрудничества в соответствии с пунктами 23 - 26 настоящего Порядка направляется:
- запрос следственного органа Следственного комитета о производстве процессуальных действий, требующих судебного решения (передается за рубеж через Генеральную прокуратуру Российской Федерации);
- запрос следственного подразделения центрального аппарата Следственного комитета (представляется в двух экземплярах);
- запрос следственного органа Следственного комитета, передаваемый через центральный орган иностранного государства (представляется в двух экземплярах);
- запрос следственного органа Следственного комитета с ходатайством о присутствии представителей компетентных органов Российской Федерации при проведении процессуальных действий на территории иностранного государства (представляется в двух экземплярах).
Остальные запросы о правовой помощи направляются следственными органами Следственного комитета в компетентные органы иностранных государств в порядке, предусмотренном статьей 5 Конвенции и пунктом 1 Указа, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности, с одновременной передачей с помощью средств оперативной связи (факсимильной связи или служебной электронной почты) копии направленного запроса в управление международного сотрудничества с сопроводительным письмом, а также могут быть направлены через управление международного сотрудничества в соответствии с пунктами 23 - 26 настоящего Порядка.
39. Организация рассмотрения и исполнения запроса о правовой помощи, поступившего в следственный орган Следственного комитета непосредственно от компетентного органа иностранного государства, осуществляется руководством данного следственного органа на основании положений статей 5, 8 Конвенции, пункта 1 Указа, с учетом положений статьи 19 Конвенции.
При этом копия поступившего в следственный орган Следственного комитета запроса о правовой помощи незамедлительно передается в управление международного сотрудничества с помощью средств оперативной связи (факсимильной связи или служебной электронной почты) с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лица, исполняющего его обязанности, с указанием планируемого срока исполнения запроса. Продление срока исполнения согласовывается с управлением международного сотрудничества.
В случае если исполнение запроса о правовой помощи противоречит законодательству Российской Федерации либо может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности, привести к нарушению режима секретности, раскрытию служебной информации ограниченного распространения, при наличии иных обстоятельств, препятствующих исполнению запроса, решение о полном или частичном отказе в оказании правовой помощи или отложении исполнения запроса, а также другие вопросы порядка его исполнения согласовываются с управлением международного сотрудничества с учетом мнения уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации. Ответы, поступившие из указанных органов, также незамедлительно передаются в управление международного сотрудничества, в том числе с помощью средств оперативной связи (факсимильной связи или служебной электронной почты) с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лица, исполняющего его обязанности.
40. Запрос о правовой помощи, поступивший в управление международного сотрудничества непосредственно от компетентного органа иностранного государства, рассматривается с учетом требований пункта 2 статьи 8 и статьи 19 Конвенции и направляется для организации рассмотрения в следственный орган Следственного комитета в соответствии с его компетенцией с указанием контрольного срока, который может быть продлен управлением международного сотрудничества при наличии мотивированных оснований.
При необходимости управление международного сотрудничества запрашивает мнения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о возможности исполнения запроса о правовой помощи.
41. Запрос о производстве процессуальных действий,
- требующих согласия прокурора или судебного решения;
- внесенный с нарушением положений статьи 5 Конвенции;
- по уголовному делу о преступлении (преступлениях), не относящемся (не относящихся) к подследственности Следственного комитета;
- подлежащий исполнению в следственном подразделении центрального аппарата Следственного комитета, поступивший в следственный орган Следственного комитета непосредственно от компетентного органа иностранного государства, направляется в управление международного сотрудничества в целях определения порядка рассмотрения.
42. При направлении в компетентный орган иностранного государства материалов исполненного запроса, поступившего в следственный орган Следственного комитета в соответствии с пунктом 39 настоящего Порядка, в случае если направление данных материалов может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации, нарушению режима секретности, раскрытию служебной информации ограниченного распространения, при наличии иных обстоятельств, препятствующих направлению материалов, решение об их направлении принимается руководством следственного органа Следственного комитета с учетом мнения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Материалы исполненного запроса о правовой помощи направляются следственным органом Следственного комитета в запрашивающий компетентный орган иностранного государства в порядке, предусмотренном статьей 5 Конвенции и пунктом 1 Указа, после проверки на соответствие требованиям Конвенции, законодательства Российской Федерации, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета, или лицом, исполняющим его обязанности.
Информация об исполнении запроса незамедлительно направляется в управление международного сотрудничества в виде подробной справки о результатах его исполнения (в случае частичного исполнения с указанием дальнейших планируемых мер к исполнению в полном объеме), направляемой с помощью средств оперативной связи (фельдсвязи, факсимильной связи или служебной электронной почты) с сопроводительным письмом, подписанным руководителем следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности.
С соблюдением положений настоящего пункта материалы исполненного запроса могут быть переданы представителям компетентного органа иностранного государства, присутствующим при его исполнении, по их письменной просьбе.
В сопроводительном письме запрашивающий компетентный орган иностранного государства уведомляется о том, что направляемые материалы исполненного запроса о правовой помощи не могут быть использованы для целей иных, чем указанные в запросе о правовой помощи, без предварительного согласия запрашиваемого следственного органа Следственного комитета, а при необходимости - также о том, что переданные документы или предметы должны быть возвращены запрашиваемому следственному органу Следственного комитета после производства необходимых процессуальных действий.
43. Перечни следственных органов Следственного комитета и компетентных органов иностранных государств, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия в рамках Конвенции и Протокола, публикуются на официальном сайте Следственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Международная деятельность" и актуализируются управлением международного сотрудничества.
В случае изменения контактных данных следственного органа Следственного комитета, уполномоченного на осуществление непосредственного взаимодействия в рамках Конвенции и Протокола, об этом незамедлительно информируется управление международного сотрудничества письмом, подписанным руководителем соответствующего следственного органа Следственного комитета или лицом, исполняющим его обязанности.
О внесении изменений в перечень следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных органов Следственного комитета управление международного сотрудничества информирует Министерство иностранных дел Российской Федерации с указанием контактной информации следственных органов Следственного комитета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Следственного комитета РФ от 8 февраля 2018 г. N 6 "Об организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам"
Текст приказа официально опубликован не был