Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ВЭБ-лизинг" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - Аукционная комиссия) при проведении Департаментом муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - Уполномоченный орган), Департаментом городского хозяйства Администрации города Красноярска (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) с целью повышения уровня содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0119300019818001301) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы перенесено рассмотрение жалобы с 06.08.2018 на 07.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 25.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 999 811 334 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссии неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, действующей на дату размещения документации о закупке, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N 0119300019818001301-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В Таблице 1 по позиции 2 "Машина уборочная коммунальная подметально-вакуумная на шасси": рабочий объем цилиндров: требовалось не менее 6700 л, предложено - 6700 куб. см; в Таблице 2 по позиции 1 "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием": рабочий объем двигателя: требуется не более 6700 см, предложено - 6700 куб. см".
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- позиция 2 таблицы N 1 "Машина уборочная коммунальная подметально-вакуумная": "Рабочий объем цилиндров не менее 6700 л.";
- позиция 1 таблицы N 2 "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием": "Рабочий объем двигателя": "не более 6700 см";
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе "Значения показателей товаров, указанных в описании объекта закупки в столбце "Максимальные и (или) минимальные значения показателей" требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "не ранее", "от", "до".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя содержит следующие сведения:
- позиция 2 таблицы N 1 "Машина уборочная коммунальная подметально-вакуумная ЭД244 КМ BUCHER CITYFANT 6000 на шасси Камаз-53605-3952-48": "Рабочий объем цилиндров 6700 см3";
- позиция 1 таблицы N 2 "Комбинированная дорожная машина ЭД500К на базе шасси Камаз-65115-3971-48 (А5) в комплектации с навесным оборудованием": "Рабочий объем двигателя": 6700 см3".
Согласно письменным пояснениям Заказчика от 06.08.2018 N 05/3366-гх при подготовке документации об Аукционе допущены следующие технические ошибки:
- по позиции 2 таблицы N 1 "Машина уборочная коммунальная подметально-вакуумная" ошибочно указана единица измерения показателя "Рабочий объем цилиндров" "л" (литры) вместо "куб.см." (кубические сантиметры);
- по позиции 1 таблицы N 2 "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием" ошибочно указана единица измерения показателя "см" (сантиметр) вместо "куб.см." (кубические сантиметры).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что принятие Аукционной комиссией решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе с учетом указания Заявителем в составе заявки показателей товаров, соответствующих требованиям Заказчика, неправомерно.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N 0119300019818001301-1 заявка участника с порядковым номером "2" (АО "Сбербанк Лизинг") отклонена, в том числе, по вышеуказанному основанию, а именно в связи с несоответствием указанных в заявке участника единиц измерения показателя "Рабочий объем цилиндров" товара "Машина уборочная коммунальная подметально-вакуумная", а также показателя "Рабочий объем двигателя" товара "Комбинированная дорожная машина на базе шасси в комплектации с навесным оборудованием" единицам измерения, указанным в техническом задании документации об Аукционе.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2018 N 0119300019818001301-1 заявка участника с порядковым номером "2" отклонена по следующим основаниям:
- непредставлением в составе заявки на участие в Аукционе информации о стране происхождения товаром по позициям 4, 4.1, 4.8, 4.9, 4.11, 4.14 технического задания документации об Аукционе в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001;
- по позиции 1.2 "Быстросъемное плужное оборудование с поворотным отвалом" таблицы N 2 документации об Аукционе предложено "Обеспечение безопасного преодоления препятствий высотой 100 мм на скорости до 40 км/час", при этом показатель "Обеспечение безопасного преодоления препятствий высотой не менее 100 мм на скорости до 40 км/час" не может изменяться;
- по позиции 4 "Мини - погрузчик универсальный" Таблицы N 2 документации об Аукционе предложено "экологический класс Tier4/EU Stage IIIA", при этом требуется "экологический класс не менее Stage IIIA";
- по позиции 9 "Бульдозер" таблицы N 2 документации об Аукционе предложено "Ходовая часть: имеется", при этом требуется "Ходовая часть: линейная".
Рассмотрев заявку участника с порядковым номером "2", Комиссия приходит к выводу о неправомерности отказа в допуске на участие в Аукционе по указанным основаниям в связи с нижеследующим.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В заявке участника с порядковым номером "2" по позициям 4, 4.1, 4.8, 4.9, 4,11, 4.14 указано "страна-изготовитель США", что соответствует требованиям подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе об указании в первой части заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения товара.
Относительно отказа участнику с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе по основанию указания в заявке по позиции 1.2 "Быстросъемное плужное оборудование с поворотным отвалом" таблицы N 2 документации об Аукционе конкретного показателя "Обеспечение безопасного преодоления препятствий высотой 100 мм на скорости до 40 км/час" в нарушение требования документации об Аукционе об указании данного показателя в неизменном виде, Комиссия приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления сведений о результатах испытания товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки участника с порядковым номером "2" по указанному основанию неправомерно, при этом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе показателей результатов испытаний товаров нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно отказа участнику с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе на основании указания по позиции 4 "Мини - погрузчик универсальный" таблицы N 2 документации об Аукционе показателя "экологический класс Tier4/EU Stage IIIA" вместо "экологический класс не менее Stage IIIA" Комиссия приходит к следующему выводу.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что сведения участника закупки с порядковым номером "2" по позиции 4 "Мини-погрузчик универсальный" таблицы N 2 документации об Аукционе противоречат требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Относительно отказа участнику с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе на основании указания показателя по позиции 9 "Бульдозер" таблицы N 2 документации об Аукционе, не соответствующего требованиям документации об Аукционе Комиссия приходит к следующему выводу.
В заявке участника с порядковым номером "2" по позиции 9 "Бульдозер" таблицы N 2 документации об Аукционе указано "имеется", что подтверждает наличие у товара линейной ходовой части.
В связи с чем Комиссия считает отказ в допуске по данному основанию также неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам закупки с порядковыми номерами "1", "2" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно извещению о проведении аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) с целью повышения уровня содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В соответствии с пунктом 7.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе по истечении срока муниципального контракта, при условии выполнения Лизингополучателем всех финансовых обязательств по муниципальному контракту, в том числе, по уплате лизинговых платежей и иных платежей, специализированная техника переходит в собственность Лизингополучателя. Специализированная техника передается в собственность лизингополучателя свободной от обременений и прав третьих лиц.
Техническим заданием документации об Аукционе установлен перечень из 100 единиц специализированной техники, включающий в том числе, экскаватор с наличием ковша грейферного, бульдозер с наличием гусеничной ленты, автогрейдер средний, фронтальный погрузчик с номинальной вместимостью ковша не менее 2,1 м3.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656) установлен перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных, включающий экскаваторы самоходные одноковшовые, экскаваторы многоковшовые самоходные, бульдозеры на колесных тракторах и тягачах, бульдозеры на гусеничных тракторах, грейдеры самоходные, погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные.
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе установлен перечень товаров, включающий, например, трактор с навесным оборудованием с колесной формулой 4х4, мини-погрузчик универсальный.
При этом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что указанные товары включены в соответствии с Постановлением N 656 в перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединены как товары, включенные в перечень товаров, в отношении которых распространяется Постановление Правительства N 656, так и товары, в отношении которых Постановление Правительства N 656, не распространяется.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 6 части 5 статьи 66, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ВЭБ-лизинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 07.08.2018 по делу N 18/44/105/984 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2018 г. N 18/44/105/984 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был