Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик), ФГБУ "Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту капитального строительства "Реконструкция комплекса зданий ФГБУ "Саратовская МВЛ" в целях размещения лаборатории соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., д. 13" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0360100020518000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в неустановлении в документации об Аукционе исчерпывающего перечня товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо представить конкретные показатели в составе заявки на участие в Аукционе, а также неустанолвении надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), позволяющей однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 100 255 570 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.08.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 10.08.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо представить конкретные показатели в составе заявки на участие в Аукционе, а также установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 26 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" информационной карты документации об Аукционе "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: - согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании части IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ".
Согласно Инструкции участнику закупки необходимо указать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в Сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме являющихся приложением к Части IV "Техническая часть документации об Аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что в части IV "Техническая часть" документации об Аукционе установлены характеристики товаров и материалов, конкретные показатели которых участникам закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом, в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо представить конкретные показатели в составе заявки на участие в Аукционе, а также установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 16.07.2018 в ЕИС Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД2, а именно:
Вопрос:
"Основываясь на нормах Федерального закона N44 подрядчик должен представить в составе заявки на участие в ЭА конкретные показатели товара(материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
1) Заказчиком не приведен в составе части IV "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" перечень товаров(материала), на которые необходимо представить конкретные показатели".
Ответ: На Ваш запрос сообщаем Вам, что перечень товаров(материала), на которые необходимо представить конкретные показатели указан в проектной документации".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 26 информационной карты документации об Аукционе, а также Инструкции участнику закупки необходимо представить конкретные показатели товара(материала), используемого при выполнении работ в соответствии с частью IV "Техническая часть документации об Аукционе".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе от 16.07.2018 N РД2 изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 16.07.2018 по делу N 18/44/99/870 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено, в том числе нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе условий о сроке оплаты выполненных работ, а объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание при заключении государственного контракта установить в государственном контракте объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе, указанному в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения.
4. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению, указанному в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения выдано на основании решения от 16.07.2018 по делу N 18/44/105/870, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения переданы на основании решения от 16.07.2018 по делу N 18/44/105/870 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. Передать материалы дела от 08.08.2018 N 18/44/105/990 по нарушениям, указанных в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 августа 2018 г. N 18/44/105/990 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был