Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Саратовский оросительно-обводнительный канал им. Е.Е. Алексеевского (реконструкция), Саратовская область" Ерусланский канал (номер извещения 0360100011818000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика неправомерно установивших объем работ в соответствии с Постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 157 393,43 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 19.07.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших объем работ в соответствии с Постановлением Правительства N 570 в размере 15 % от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства N 570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018.
В пункте 5.3.39 проекта государственного контракта установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает 6 видов работ, в объеме не менее 15 процентов от цены контракта.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата проведения Аукциона - 19.07.2018.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Таким образом, регламентированный срок заключения государственного контракта не ранее 05.08.2018.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе условие о том, что объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту должны составлять не менее 25% цены государственного контракта, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В пункте 5.3.39 проекта государственного контракта установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в объеме не менее 15 процентов от цены государственного контракта.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 10.07.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, а именно:
Запрос: "Просим разъяснить положения государственного контракта в части привлечения соисполнителей для выполнения работ. Согласно п.1.3. "Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом на свой риск, собственными силами и привлеченными силами и средствами работы на объекте в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Рабочей документацией (Приложение N 3 к Контракту) и иными условиями контракта", из данного пункта государственного контракта следует, что Подрядчику разрешено привлечение субподрядной организации, между тем в п 5.3.39 настоящего проекта государственного контракта указано следующее: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту виды и объемы работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, указанные в приложении N 5 к настоящему контракту". Уточните возможность привлечения субподрядной организации. В случае привлечения субподрядной организации просим уточнить этапность согласования субподрядной организации".
Ответ: "В соответствии со статьей 110.2. Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ N 570 такие виды и объем работ установлены.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Постановлением Правительства N 570, определяются по предложению подрядчика, включаются в государственный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. (на день размещения извещения);
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г. (на день подписания контракта)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших разъяснения положений документации об Аукционе от 10.07.2018 N РД1, содержащих сведения о необходимости выполнения работ самостоятельно без привлечения других лиц в объеме не менее 25 % с 01.07.2018 противоречат положениям пункта 5.3.39 проекта государственного контракта документации об Аукционе в части установления объема работ и изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 5 заявок на участие в Аукционе и участники закупки по указанному основанию не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.07.2018 N 18/44/105/881 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2018 г. N 18/44/105/881 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был