Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КузбассИнвестСтрой" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ "Управление земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Новосибирской области" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Новосибирской области" (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание инжиниринговых услуг (строительный контроль) за работами по реконструкции Карапузского магистрального канала (номер извещения 0351100012618000028) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссией, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
Представитель Уполномоченного органа в письменных возражениях от 28.06.2018 N 04/06/5.16-721 не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.07.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 672 344, 86 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.07.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 09.07.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, из которых 1 заявка участника закупки признана соответствующей требованиям Конкурсной документации;
7) победителем Конкурса признано ООО "ЭйДжи-Медиа" с предложением о цене контракта 820 000 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.07.2018 N ПРО1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с порядковым номером "4" отклонена по следующему основанию: "Участником конкурса в нарушение ч. 1 ст. 51 Закона 44-ФЗ, п. 3.1.1. раздела 3 Конкурсной документации допущены нарушения к форме представленной заявки, а именно форма заявки заполнена не в соответствии с инструкцией, указанной в конкурсной документации: участником указаны неверные сведения в части наименования Заказчика, участником указано наименование Заказчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Новосибирской области", тогда как согласно пункту 1 раздела II Информационная карта конкурса Заказчиком конкурса является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое в свою очередь является другим юридическим лицом, чем указано участником. Таким образом, заявка участника не соответствует требованиям конкурсной документации и вводит в заблуждение в части лица, с которым участник готов заключить контракт".
Согласно Протоколу по аналогичным основаниям отклонены заявки участников с порядковыми номерами "1", "5".
Согласно пункту 1 информационной карты Конкурсной документации Заказчиком является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации от имени Российской Федерации в лице федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Новосибирской области" (ФГБУ "Управление "Новосибирскмелиоводхоз").
Согласно извещению о проведении Конкурса закупку осуществляется на основании части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе ФГБУ "Управление земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Новосибирской области".
В соответствии с пунктом 22 информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в соответствии с требованиями раздела 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" и в соответствии с формами документов, установленными частью III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит раздел "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе"
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации инструкцию по подготовке и заполнению заявки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом надлежащим образом не установлена Инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе участникам с порядковыми номерами "1", "4", "5" в допуске к участию в Конкурсе, что нарушает часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Конкурса в редакции от 18.05.2018 дата окончания подачи заявок 09.06.2018. При том, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 09.06.2018 в 15:40 размещены изменения в извещении о проведении Конкурса и Конкурсную документацию.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа разместившего изменения в извещение, в Конкурсную документацию в ЕИС в нарушение срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Изучив разъяснения положений документации об Аукционе от 24.05.2018 N РД1, от 20.06.2018 NР Д2, от 20.06.2018 N РД3, от 02.07.2018 N РД4, размещенные Заказчиком в ЕИС, Комиссия приходит к выводу, что указанные разъяснения положений Конкурсной документации не содержат предмета запроса, при этом содержат указание на лицо, от которого поступил запрос.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, частей 6, 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 17.07.2018 N 18/44/105/885 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2018 г. N 18/44/105/885 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был