Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЭЛИНАЛЬФА" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган), ОГКУ "Управление капитального строительства Иркутской области" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Центр по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта с искусственным льдом в г. Иркутске" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0134200000118002292) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
2. Заказчиком, Уполномоченным органов в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена документация "Обоснование инвестиций" не полном объеме, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют ссылки на следующие файлы: "ТУ на вынос сетей ливневки N 148 от 23.2.2016. pdf", "протокол испытаний N 2516 от 22.12.2016".
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении численности основных клиентских групп.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки не установлена возможность предоставления эквивалентного товара.
7. В проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует график исполнения контракта.
8. В документации об Аукционе не установлено требований к энергетической эффективности.
9. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок уведомления о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, а также ненадлежащим образом установлено условие о возврате денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителя) внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 04.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 325 087 630 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.08.2018.
1. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 35 информационной карты документации об Аукционе, установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает весь перечень возможных видов работ, установленный Постановлением N 570.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, установленные в документации об Аукционе, не предусмотрены техническим заданием документации об Аукционе, например: "Устройство туннелей", "Устройство дорожной одежды автомобильных дорог", "Устройство верхнего строения железнодорожного пути".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение устранено Заказчиком, Уполномоченным органом путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
2. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органов в ЕИС размещена документация "Обоснование инвестиций" не полном объеме, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в ЕИС размещена документация, в том числе заключение по результатам проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в полном объеме.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют ссылки на следующие файлы: "ТУ на вынос сетей ливневки N 148 от 23.2.2016. pdf", "протокол испытаний N 2516 от 22.12.2016".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные файлы "ТУ на вынос сетей ливневки N 148 от 23.2.2016. pdf", "протокол испытаний N 2516 от 22.12.2016" размещены и доступны для ознакомления в ЕИС.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют ссылки на следующие файлы: "ТУ на вынос сетей ливневки N 148 от 23.2.2016. pdf", "протокол испытаний N 2516 от 22.12.2016".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при составлении документации об Аукционе допущена техническая ошибка в отношении срока выполнения работ.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение устранено Заказчиком, Уполномоченным органом самостоятельно путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
5. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении численности основных клиентских групп.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем, Комиссией не производилось рассмотрение указанного довод.
6. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки не установлена возможность предоставления эквивалентного товара, именно установлено требование о составлении сметной документации в программном комплексе "Гранд-Смета" без указания слов "или эквивалент".
Пунктом 39 "Задание на проектирование" установлены следующие требования к выполнению сметной документации, а именно: "Разработать сметную документацию к проектной и рабочей стадии в соответствии с действующими нормативными документами. Сметная документация составляется в программном комплексе "Гранд - Смета" (с расширением gsfx), в базовых ценах 2001 г с индексацией в текущий уровень цен".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установление требования о составлении смет в программе "Гранд-Смета" обусловлена потребностью Заказчика, а также взаимодействия с имеющейся в распоряжении Заказчика вышеуказанной программой. При этом программа "Гранд-Смета" не имеет технически совместимых форматов с иными разработанными сметными программными комплексами, позволяющими беспрепятственно осуществлять обмен данными.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
7. Согласно доводу жалобу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует график исполнения контракта.
В соответствии с часть 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в приложении N 5 к государственному контракта установлен календарный план выполнения работ архитектурно-строительного проектирования, а также в пункте 13.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен порядок расчетов выполненных работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует график исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу жалобу Заявителя, в документации об Аукционе не установлено требований к энергетической эффективности.
Пунктом 27 "Задание на проектирование" установлены требования к мероприятиям по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и по оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того, пунктом 13 "Задание на проектирование" установлены требования к качеству, конкурентоспособности, экологичности и энергоэффективности проектных решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 31.12.2009 "Об утверждении правил установления требований к энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановлением N 1221) установлено, что требования к энергетической эффективности подлежат установлению в отношении товаров, указанных в приложении к Постановлению N 1221.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предметом закупки является, в том числе выполнения работ по проектированию, в результате которых будут определены используемые при последующем строительстве товары, Заказчиком установлены надлежащие требования к подрядчику (поставщику, исполнителю) при разработке проектной документации учитывать вышеуказанные требования в отношении энергоэффективности в соответствии с действующими нормами технических регламентов, стандартов и законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что в документации об Аукционе не установлено требований к энергетической эффективности.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу жалобу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок уведомления о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, а также ненадлежащим образом установлено условие о возврате денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителя) внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 10.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее ______ дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств".
Также, пунктом 9.8. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Возврат Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Подрядчиком), производится в течении 30 (Тридцати) календарных дней с момента получения Заказчиком требования о возврате денежного обеспечения Подрядчиком с указанием реквизитов, но не ранее чем после 180 (Ста восьмидесяти) дней после окончания срока действия Контракта".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные положения проекта контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
10. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 23.07.2018 N 18/44/105/918 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении проекте государственного контракта в документации об Аукционе положения о предоставлении Заказчику копии лицензионного договора, заключенного с правообладателем. На основании Решения, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание при заключении государственного контракта исключить вышеуказанное положение.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 1 части 15 статьи 99"
1. Признать жалобу ООО "ЭЛИНАЛЬФА" обоснованной в части ненадлежащего установления в документации об Аукционе видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570, а также в установлении противоречивых сроков выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом устранены выявленные нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, указанные в пунктах 1, 4 мотивировочной части настоящего решения путем внесения изменений в документацию об Аукционе, предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению, указанному в пункте 10 мотивировочной части настоящего решения выдано на основании решения от 23.07.2018 N 18/44/105/918, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела от 25.07.2018 N 18/44/105/934 по нарушениям, указанных в пунктах 1, 4 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 10 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 23.07.2018 N 18/44/105/918 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июля 2018 г. N 18/44/105/934 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был