Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТЕНПРОФ" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Производственно-энергетическое объединение "Байконурэнерго" города Байконур" (далее - Заказчик), Управления по размещению заказа Администрации города Байконур (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Управления по размещению заказа Администрации города Байконур (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мазута топочного 100, малозольного (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100062018000611) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения заявки на специальный счет, открытый участником закупки в банке.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование об указании участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей "Температура вспышки в закрытом тигиле", "Температура вспышки в открытом тигиле" в соответствии с ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия" (далее - ГОСТ) в связи с отсутствием данных показателей в ГОСТ.
Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 09.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 254 075 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 25.07.2018;
5) Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения заявки на специальный счет, открытый участником закупки в банке.
В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, который входит в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование об указании участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей "Температура вспышки в закрытом тигиле", "Температура вспышки в открытом тигиле" в соответствии с ГОСТ в связи с отсутствием данных показателей в ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукциону установлены следующие требования товару "Мазут топочный 100": "Температура вспышки в открытом тигиле в соответствии с ГОСТ должна составлять 110 °С", "Температура вспышки в закрытом тигиле в соответствии с ГОСТ должна составлять 80°С".
При этом, согласно ГОСТ показатель "Температура вспышки" в закрытом тигле для мазута марки "топочный 100" не нормируется, а также определяется методом определения температуры вспышки в соответствии с ГОСТ ISO 2719-2013 "Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе содержит требование об указании участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателя "Температура вспышки в закрытом тигиле", не предусмотренного ГОСТ, а также требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товара, предлагаемого к поставке, сведения о результатах испытаний указанного товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о результатах испытаний указанного товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены установлено следующее:
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктом 12, 13 Приложения N 1 технического задания документации об Аукционе к товару "Мазут топочный 100" установлены следующие наименования показателей товара "Температура вспышки в открытом тигиле (°С), Температура вспышки в закрытом тигиле (°С)".
Вместе с тем, ГОСТ содержит следующее наименование показателей "Температура вспышки в закрытом тигле, Температура вспышки в открытом тигле".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших наименование указанного показателя товара "Мазут топочный", нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТЕНПРОФ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 7 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.07.2018 N 18/44/105/946 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2018 г. N 18/44/105/946 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был