В соответствии с пунктом 52 Плана деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного 22 февраля 2018 г. N ОВ-4/02вн, 23-24 ноября 2018 года в Москве состоится V Всероссийский съезд работников дошкольного образования (далее - Съезд).
Цель проведения Съезда - содействие модернизации содержания дошкольного образования и развитию образовательных технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, распространение лучших педагогических практик, обсуждение актуальных вопросов дошкольного образования, определение путей их решения.
Для участия в работе Съезда приглашаются делегации в составе до 4 человек от каждого субъекта Российской Федерации: руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представители органов законодательной и исполнительной власти, курирующие вопросы образования, представители системы профессионального педагогического образования, руководители и (или) специалисты дошкольных образовательных организаций, представители родительской общественности.
Место проведения Съезда: Москва, Министерство просвещения Российской Федерации, образовательные организации города Москвы. Проект программы Съезда прилагается*.
Оплата проезда и проживания - за счет командирующей стороны.
Обращаем внимание, что вход в Министерство просвещения Российской Федерации - строго по паспортам.
Формы участия в работе Съезда:
- Публикация статьи и (или) выступление с устным докладом.
- Участие в качестве слушателя (участие без доклада).
Формирование электронного сборника материалов планируется завершить до начала работы Съезда.
Информацию об участниках Съезда от субъекта Российской Федерации, а также тексты докладов и (или) статей, согласно требованиям (приложение), прошу представить по прилагаемой форме в срок до 15 сентября 2018 года по электронной почте: Congress_doo@apkpro.ru.
Форма регистрации для участников Съезда, информация о проживании, схема проезда, требования к статье и (или) докладу в срок до 1 июля 2018 года также будут размещены на официальном сайте ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"** http://www.apkpro.ru/.
Контактный телефон оператора по организационным вопросам: 8 (495) 651-63-88.
Директор Департамента |
А. Петров |
______________________________
* С проектом программы Съезда можно ознакомиться на официальном сайте Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий: http://www.apkpro.ru/.
** Со 2 июля 2018 года переименовано в ФГАОУ ДПО "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий".
Основные тенденции развития дошкольного образования
В статье представлены результаты сравнительной оценки качества дошкольного образования, предоставляемого в государственных дошкольных образовательных организациях из 53 регионов Российской Федерации, проведенной в 2017 году, а также определены основные тенденции развития дошкольного образования в Российской Федерации.
Современная система дошкольного образования отличается достаточно большой свободой в выборе программ дошкольного образования, методик, методов, приемов и технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В условиях вариативности развиваются как содержание, так и организационные формы дошкольного образования. Возникают новые вызовы и риски, появляются новые управленческие задачи, острейшая из которых - проблема определения эффективности и качества дошкольных образовательных организаций, прогнозирование влияния различных факторов на развитие всей системы дошкольного образования в целом.
Министерством образования и науки Российской Федерации и ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" при поддержке "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" было проведено исследование оценки качества дошкольного образования в России.
Исследование было направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение родителей и широкой общественности достоверной информацией по ключевым вопросам качества дошкольных образовательных услуг, предоставляемых детскими садами;
- предоставление руководителям детских садов возможности сравнения своих учреждений с другими, а также выявления сильных и слабых сторон;
- обеспечение руководителей и специалистов разного уровня корректной сравнительной оценкой подведомственных учреждений для анализа и принятия управленческих решений.
К участию в исследовании на принципе добровольности были приглашены государственные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования. В исследовании приняли участие 8 970 дошкольных образовательных организаций из 57 субъектов Российской Федерации,
Ставка в исследовании была сделана не на ранг или место организации в регионе, а на персональный профиль организации.
Исследование осуществлялось по трем основным направлениям деятельности детских садов;
- условия, созданные для ребенка в дошкольной образовательной организации;
- профессиональная квалификация педагогов, работающих с детьми;
- дополнительные услуги, предоставляемые в детском саду.
Для оценки детских садов по этим направлениям использовались 52 основных показателя деятельности дошкольных образовательных организаций, включая контекстную информацию. Данные показатели полностью ориентированы на требования ФГОС ДО. В рамках исследования была разработана методика оценки качества детских садов и механизмы информирования широкой общественности об их качестве и доступности. Полученные результаты обеспечивают заинтересованных лиц достоверной информацией по ключевым аспектам качества дошкольных образовательных услуг.
По направлению "психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей" более трети дошкольных образовательных организаций (34,4%) показали результаты, соответствующие оценке "хорошо", почти две трети детских садов получили оценку "удовлетворительно" (63,8%), лишь 1,8% детских садов получили оценку "неудовлетворительно".
Оценка по данному направлению была конкретизирована рядом показателей, характеризующих условия, созданные в детских садах, включая наличие в них специалистов, обеспечивающих комфортное психоэмоциональное состояние и здоровье детей, показатели посещаемости и заболеваемости детей, наличие замечаний со стороны различных контролирующих органов.
Так, исследование показало, что количество специально оборудованных помещений и площадок для образовательной деятельности (не считая групповые помещения) в среднем составило 4,3 на один детский сад, а количество таких же помещений и площадок для игровой деятельности - в среднем 5 единиц на один детский сад. Было выявлено, что 77,9% детских садов имеют в своем распоряжении спортивную площадку, 56,8% - спортзал, 84,1% - музыкальный зал, 12,8% - бассейн, 10,1% - зимний сад. У 98,8% детских садов есть огороженная территория для прогулок, а у 31,6% созданы архитектурные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ. В 5% детских садов функционируют группы круглосуточного пребывания, в 13,4% - группы кратковременного пребывания.
Среднегодовая посещаемость детьми дошкольных образовательных организаций составила 65,4% рабочих дней, а среднегодовая заболеваемость детей - 15,7% рабочих дней. Медсестрами укомплектованы 74,9% детских садов, врачами - 26%. На каждый детский сад в среднем приходится 1,25 ставки учителей-логопедов/дефектологов и 0,69 ставки педагога-психолога.
Довольно много детских садов получили в 2017 году замечания от надзорных органов: со стороны органов Роспотребнадзора по исполнению СанПиН - 53,4% детских садов, со стороны органов Роспотребнадзора и учредителя по организации питания - 48%, со стороны органов противопожарного надзора - 42% детских садов.
По направлению "кадровые условия" лишь 14 дошкольных образовательных организаций, или 0,2% (почти из 9 тысяч, участвовавших в исследовании), получили оценку "удовлетворительно", а 99,8% детских садов - оценку "неудовлетворительно".
Оценка по данному направлению проходила по таким показателям, как общее количество штатных педагогов (воспитателей и старших воспитателей) в детском саду, количество педагогов с высшим и средним профессиональным образованием, количество педагогов с первой и высшей категорией, количество педагогов с разным стажем работы и другие.
Было выявлено, что детские сады достаточно хорошо укомплектованы педагогами с высшим педагогическим образованием, в том числе профильным, которые работают в 92,3% дошкольных образовательных организаций, в среднем 9,5 педагога на один детский сад. Большинство педагогов регулярно проходят повышение квалификации: в 2016 году это сделали 89,8% педагогов, в среднем 7,2 педагога на один детский сад. К сожалению, в детских садах мало "молодых специалистов" - в среднем на каждый детский сад приходится всего 3,2 педагога со стажем работы до пяти лет. В детских садах отмечается снижение практики привлечения для участия в образовательном процессе различных специалистов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта - всего 19,8% детских садов задействуют сторонних специалистов.
По направлению "дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад" лишь один детский сад соответствовал оценке "хорошо" (0,01% от общей выборки), большинство детских садов (64,8%) получили оценку "удовлетворительно", а количество детских садов, получивших оценку "неудовлетворительно", составило 35,2%.
Оценка по данному направлению была представлена показателями, характеризующими количество дополнительных услуг в детских садах и востребованность этих услуг со стороны детей и их родителей.
Как показали результаты исследования, большинство детских садов (62,4%) предоставляют детям различные дополнительные услуги образовательного характера. Данными услугами пользуются 41,8% дошкольников, при этом 29,4% - бесплатно. Детских садов, оказывающих дополнительные необразовательные услуги (например, медицинские), в разы меньше - всего 10,8% из общего числа участников исследования. Этими услугами пользуются только 7,4% детей, при этом 7,1% - бесплатно.
Полученные в ходе исследования материалы позволили определить самые востребованные комплексные и парциальные программы, используемые дошкольными образовательными организациями для разработки основной образовательной программы дошкольного образования. В 2016 году программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой использовалась для разработки основной образовательной программы дошкольного образования в 74,1% детских садов, программа "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - в 7,5%, программа "Истоки" под редакцией Л.А. Парамоновой - в 1,3%.
Среди парциальных программ наиболее часто используемыми в образовательной деятельности детских садов являются программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) и программа "Юный эколог" (С.Н. Николаева), применяемые в работе 23,3% детских садов, а также программы "Цветные ладошки" (И.А. Лыкова) - 20,8%, "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова) - 18,4%, "Ладушки" (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева) - 15,4%, "Развитие речи" (О.С. Ушакова) - 11,2%.
Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить следующие основные тенденции развития дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации:
- практически три четверти детских садов (74,1%) работают по традиционным образовательным программам дошкольного образования, в частности по программе "От рождения до школы";
- отмечается рост профессиональной квалификации педагогов, работающих в системе дошкольного образования. Так, от года к году увеличивается количество педагогов с высшим образованием, в том числе с профильным: в 2016 году доля таких педагогов составила 92,3%. Также увеличивается количество педагогов с высшей категорией: их доля составила 65,5%. Стабильно высок процент педагогов, прошедших повышение квалификации: в 2017 году он составил 89,8% от общего числа педагогов;
- повышается уровень безопасности в детских садах, в том числе и за счет увеличения количества детских садов с огороженной территорией (98,86%);
- увеличивается количество детей (41,6%), пользующихся дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми им в дошкольных образовательных организациях;
- происходит постепенное увеличение количества детских садов, имеющих архитектурно-планировочные условия для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: в 2017 году их доля составила 31,6%;
- отмечается увеличение количества учителей-дефектологов и учителей-логопедов в дошкольных образовательных организациях: на сегодня 57,7% детских садов укомплектованы такими специалистами;
- к сожалению, в детских садах происходит уменьшение количества педагогов-психологов и педагогических работников, осуществляющих конкретные виды образовательной деятельности (руководители музыкальной, изобразительной деятельности, инструкторы по физическому воспитанию и пр.): в среднем на один детский сад таких специалистов приходится 3,2;
- возрастает количество замечаний со стороны органов Роспотребнадзора и пожарного надзора по выполнению требований СанПиН (в 2017 году 53,4% детских садов получили замечания подобного рода), организации питания (48%) и состоянию пожарной безопасности (41,9%).
Директор федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" (ФГБНУ "ИИДСВ РАО"), канд. пед. наук, профессор |
Т.В. Волосовец |
Заместитель директора по научной работе ФГБНУ "ИИДСВ РАО", канд. психол. наук, доцент |
И.Л. Кириллов |
Старший научный сотрудник ФГБНУ "ИИДСВ РАО", канд. психол. наук |
А.А. Буянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июня 2018 г. N 08-1493 "О проведении V Всероссийского съезда работников дошкольного образования"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", август 2018 г., N 15