Resources saving. Waste treatment. Requirements for accepting, segregating and packaging hazardous solid municipal waste
ОКС 13.030.01
Дата введения - 1 мая 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный экологический фонд" (ООО "ИНЭКО")
2 Внесен подкомитетом "Обращение с отходами" Технического комитета по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2017 г. N 1283-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ASTM D6346-2009 "Стандартное руководство по приему, сортировке и упаковке материалов в рамках Программ обращения с коммунальными опасными отходами" (ASTM D6346-2009 "Standard Guide for Accepting, Segregating and Packaging Materials Collected Through Household Hazardous Waste Programs", NEQ) и Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
5 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт разработан на основе стандарта Американского общества испытаний и материалов [1], первоначально принятого в 1998 году и повторно одобренного в 2009 году с тем же названием и обозначением D6346. По утверждению авторов стандарта D6346-2009, ASTM не занимает жесткой позиции, уважая законность доступных прав, отстаиваемых в связи с любым пунктом, упомянутым в указанном стандарте. При этом пользователи стандарта D6346-2009 уведомляются, что определение законности любых авторских прав и возможности нарушения таких прав полностью находятся в сфере ответственности предпринимателей, занятых в сфере обращения с коммунальными отходами (КО) в США.
За рубежом используется классификация КО по определенным возможностям их утилизации, причем технический прогресс обусловливает постоянное пополнение как перечня утилизируемых КО, так и направлений их переработки и использования. Например, в Японии при раздельном сборе КО их подразделяют на горючие отходы (направляют на сжигание), негорючие (подлежат захоронению) и ресурсно-ценные (направляют на переработку). При этом до 1984 г. отработавшие сухие гальванические элементы (батарейки), входящие в состав КО, относили ко второй категории отходов, подлежащих захоронению, но затем в связи с широким обсуждением в Японии проблемы загрязнения окружающей среды ртутью, содержащейся в батарейках, эти отходы стали относить к категории ресурсно-ценных отходов, направляемых на переработку. В Италии, наоборот, отработавшие батарейки, сбор которых обычно проводился совместно с другими твердыми коммунальными и промышленными отходами, направляемыми на сжигание, с 1984 г. по специальному Декрету стали относить к опасным отходам, подлежащим раздельному сбору. Объясняется это тем, что в составе элементов таких батареек присутствует ртуть и при сжигании происходит существенное загрязнение окружающей среды.
При решении проблемы твердых коммунальных отходов (ТКО) в Российской Федерации в первую очередь необходимо выделить так называемые многотоннажные отходы, поскольку именно эти отходы в наибольшей степени загрязняют окружающую среду и в то же время могут дать максимальный эффект при вовлечении в хозяйственный оборот.
С принятием Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и его развитием [2] в стране определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, включая:
- охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, наилучших доступных технологий;
- комплексную переработку материально-сырьевых ресурсов, включая извлекаемое из ТКО вторичное сырье, в целях уменьшения общего количества образующихся отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в целях уменьшения количества ТКО и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области экобезопасного и ресурсосберегающего обращения с ТКО;
- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТКО.
В настоящее время в России в процесс обращения с ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства. До сих пор не в полном объеме разработана нормативная база по организации работы и разработке территориальных схем обращения с отходами, выбору региональных операторов по работе с коммунальными отходами. На уровнях субъектов Российской Федерации, а тем более на местных уровнях, как правило, отсутствуют объекты размещения отходов, мощности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов и т.д.
Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.
Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаток сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных и локальных программ по развитию системы сбора и переработки опасных ТКО во вторичное сырье, позволяющей на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.
Указанные недостатки в организации и реализации деятельности по обращению с опасными ТКО могут препятствовать эффективному внедрению настоящего стандарта в полном объеме, однако его появление должно стимулировать органы исполнительной власти различного уровня, органы местного самоуправления к устранению препятствий на путях ресурсосбережения и снижения негативного воздействия опасных ТКО на окружающую среду.
В настоящем стандарте рассмотрены подходы к приему, сортировке и упаковыванию опасных ТКО в рамках программ обращения с опасными ТКО, позволяющие свести к минимуму риски, связанные с обращением с такими отходами, и определяющие соответствующие правила.
Настоящий стандарт разработан с учетом требований российских законодательных актов и документов [2-6].
В настоящем стандарте установлены требования к ресурсосберегающему и экобезопасному обращению с опасными ТКО при их приеме, сортировке и упаковывании.
Установление надлежащего порядка обеспечения техники безопасности и охраны труда при приеме, сортировке и упаковывании опасных ТКО относится к сферам непосредственной ответственности пользователей настоящего стандарта.
Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации - обращение с отходами, аспектом стандартизации являются требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов.
Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту [1], аналогу: введены ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и уточнена структура стандарта.
Приложение А - рекомендуемое.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к ресурсосберегающему и безопасному обращению с опасными твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части их приема и разделения материалов, выбора упаковок для них.
Настоящий стандарт распространяется на этапы приема, сортировки и упаковывания опасных ТКО в твердом фазовом состоянии.
В настоящем стандарте не рассматриваются этапы хранения, погрузки на транспортные средства, транспортирования собранных и упакованных материалов из ТКО.
Настоящий стандарт не предназначен для определения опасных свойств материалов из ТКО.
Настоящий стандарт не распространяется на ТКО, образующиеся на химических предприятиях, в оборонных отраслях и в атомной промышленности.
Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. |
3.2
опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.26] |
Примечания
1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, такими как токсичность, радиоактивность, инфекционность, канцерогенность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний, и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах, и присутствующие в таких количествах и видах, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.
2 Термин "опасные отходы" охватывает:
- отходы, идентифицированные как токсичные, канцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН, ИСО), межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных отходов, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами;
- отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;
- другие отходы, которые классифицированы как опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.
3.3
сбор отходов: Прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. |
Примечание - В настоящем стандарте установлены требования к приему отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
3.4
сортировка отходов: Разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие. [ГОСТ 30772-2001, статья 5.27] |
3.5 погрузка отходов навалом: Опорожнение нескольких контейнеров, наполненных совместимыми материалами, и смешивание этих материалов в простой упаковочной единице, предназначенной для последующей отгрузки.
Примечание - К подобным материалам также относятся материалы, помещенные в резервуары-хранилища с целью последующей упаковки и отгрузки, а также материалы, закачанные в автоцистерну для отгрузки.
3.6 объединение материалов отходов: Объединение двух или более материалов в простой упаковочной единице.
Примечание - К наиболее распространенным видам объединения при упаковывании коммунальных опасных отходов относятся: погрузка навалом, лабораторная и составная упаковка [1].
3.7
упаковка: Произведенные из любых материалов готовые изделия, передаваемые от изготовителя пользователю или потребителю для сохранения, защиты, манипулирования при транспортировании, погрузке и разгрузке, поставке (доставке), презентации товаров, начиная с сырья и кончая переработанной продукцией. [ГОСТ 33521-2015, статья 3.1] |
Примечание - упаковка: Сосуды и любые другие компоненты или материалы (барабаны, коробки, вкладыши, абсорбенты и т.д.), необходимые для выполнения функции удержания отходов в соответствии с минимальными требованиями к упаковке [1].
3.8
транспортирование отходов: Перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. |
3.9
обезвреживание отходов: Уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств [включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках] в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. |
Примечание - Обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.
3.10
обработка отходов: Предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. |
Примечания
1 Деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
2 К обработке относят также разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
3.11
размещение отходов: Хранение и захоронение отходов. |
Примечание - Хранение отходов предполагает срок нахождения их в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях последующих утилизации, обезвреживания и (или) захоронения.
3.12
ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения не используемых в настоящее время опасных и других отходов. [ГОСТ 30772-2001, статья 5.17] |
Примечание - Уничтожение и захоронение опасных и других отходов охватывается одним термином - удаление отходов (ГОСТ 30772-2001, статья 6.32).
3.13
утилизация отходов: Использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). |
Примечания
1 Любой организационно-технологический процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на этапах их технологического цикла непосредственно или после доработки (переработки) в качестве вторичных материальных и/или энергетических ресурсов на месте их образования (на установке/предприятии) или в других специально отведенных местах с учетом специфики отраслей экономики в системе хозяйства.
2 Утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов.
3 Утилизацией отходов является любой процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на месте их образования (на установке/предприятии или в других отраслях экономики), в котором отходы используют для замены других материалов, могущих быть использованными для выполнения определенных функций, и в котором отходы подвергают предварительной обработке, способствующей выполнению этих функций.
4 В результате утилизации отходов образуются вторичные материальные ресурсы (BMP), используемые для производства продукции, а также вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) и/или вторичные биогазовые ресурсы (ВБР).
5 Деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичных ресурсов путем применения их по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
6 В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы в соответствии с ГОСТ 30772-2001 (статья 5.38).
3.14
удаление отходов: Последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды. [ГОСТ Р 53692-2009, статья 3.1.26] |
4 Требования к этапам приема, сортировки и упаковывания опасных твердых коммунальных отходов
4.1 Общие положения
4.1.1 В целях стимулирования снижения вредного воздействия опасных ТКО на окружающую среду и здоровье населения, а также увеличения объемов утилизации ресурсно-ценных отходов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, органы местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями организуют на подведомственных им территориях системы раздельного сбора ТКО, образующихся в домовладениях, сфере услуг и частично в промышленном секторе, путем создания сети приемных пунктов опасных материалов, содержащихся в ТКО, и установки специализированных контейнеров, модульных промежуточных станций сбора и сортировки отходов, двухступенчатой системы вывоза отходов для их последующей утилизации за счет перехода на транспортирование отходов в специализированных контейнерах с использованием малотоннажных автотранспортных средств и транспортирования отходов к местам захоронения большегрузными автотранспортными средствами.
4.1.2 Организация системы раздельного сбора опасных материалов, содержащихся в ТКО, реализуется в первую очередь в частном секторе, в местах временного проживания и отдыха граждан с последующим распространением опыта на районы многоэтажной застройки, для чего создается сеть приемных пунктов по приему опасных материалов, содержащихся в ТКО, и, в случае экономической целесообразности, устанавливаются унифицированные (со специальной маркировкой) контейнеры для раздельного сбора таких материалов.
4.1.3 Собранные опасные материалы, содержащиеся в ТКО, доставляются на расположенные в черте населенных пунктов модульные промежуточные перегрузочно-сортировочные станции, где их сортируют, измельчают, уплотняют, прессуют для сокращения общего количества и объема удаляемых отходов и максимального использования материально-сырьевого потенциала отходов.
4.1.4 На промышленных предприятиях и в тех организациях, для которых характерна однородность образующихся отходов (предприятия общественного питания, учебные учреждения, иные учреждения), также организуют раздельный сбор опасных материалов, содержащихся в ТКО.
4.1.5 Организация и порядок сбора ТКО, пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57740-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2017 г. N 1283-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 мая 2018 г.