Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 8-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балабаева Сергея Анатольевича к территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля, Слонину Роману Сабандовичу об отмене регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва Слонина Романа Сабандовича по апелляционной жалобе Балабаева С.А. на решение Ярославского областного суда от 2 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Балабаева С.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Ярославля Захарова О.Ю., представителя Слонина Р.С. - Поповой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Постановлением Ярославской областной Думы от 8 июня 2018 года N 106 "О назначении выборов депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва" на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Ярославля от 20 июля 2018 года N 79/463 административный истец Балабаев С.А., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение в Ярославской области Политической партии "Партия народной свободы "(ПАРНАС)", зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Ярославля от 20 июля 2018 года N 79/468 Слонин Р.С., выдвинутый избирательным объединением "Ярославское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11.
Административный истец Балабаев С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва Слонина Р.С., поскольку последний в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не представил в Избирательную комиссию Ярославской области письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также в нарушение пункта 1 статьи 38 и подпункта "а" пункта 2.2 статьи 33 указанного Федерального закона не представил копию паспорта, заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения. Непредставление Слониным Р.С. перечисленных документов в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата. Избирательная комиссия Ярославской области полномочия по принятию указанного уведомления и надлежаще заверенной копии паспорта по кандидатам, включенным избирательным объединением в список кандидатов по одномандатным избирательным округам окружным избирательным комиссиям (территориальным избирательным комиссиям) не передавала.
Решением Ярославского областного суда от 2 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Балабаева С.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва Слонина Р.С. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Балабаев С.А. просит указанное решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокуратура Ярославской области и представитель заинтересованного лица Слонина Р.С. представили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагали решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец Балабаев С.А., его представитель, заинтересованное лицо Слонин Р.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и статьи 97 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункту "в" пункта 8.1 статьи 50 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з основаниями для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пунктом 2 статьи 44 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "а" пункта 2.2 статьи 44 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з вместе с вышеуказанным заявлением представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации), заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
Статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1). При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6). Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1, 1.2 статьи 50 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з.
На основании подпункта "в" пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "в" пункта 1 статьи 18 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з регистрацию кандидата осуществляют окружные избирательные комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 8 июня 2018 года N 71/408-6 на территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района города Ярославля возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 11 по выборам депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец Балабаев С.А., зарегистрированный кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11, просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва Слонина Р.С., зарегистрированного по тому же избирательному округу, поскольку последний в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не представил в Избирательную комиссию Ярославской области письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также в нарушение пункта 1 статьи 38 и подпункта "а" пункта 2.2 статьи 33 указанного Федерального закона не представил копию паспорта, заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции установил, что 9 июля 2018 года Слонин Р.С. подал в территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района города Ярославля заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11, к которому приложил все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 38, пунктами 2, 2.2, 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе представил заверенные им самим копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации и уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Слониным Р.С. соблюдены все вышеуказанные требования федерального законодательства при подаче заявления и документов в указанную избирательную комиссию.
Проанализировав подлежащее применению законодательство, а также представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что территориальная избирательная комиссия Фрунзенского района города Ярославля приняла решение о регистрации Слонина Р.С. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва в пределах своих полномочий, при наличии необходимого кворума, решение о регистрации Слонина Р.С. кандидатом в депутаты принято большинством голосов. Правовых оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Слонина Р.С. у избирательной комиссии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Ярославского областного суда от 2 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Балабаева Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 8-АПГ18-14
Текст определения официально опубликован не был