Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 46-АПГ18-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Русина Виктора Владимировича на решение Самарского областного суда от 6 августа 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Русина В.В. о признании незаконными действий (бездействия) Избирательной комиссии Самарской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Русина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Русин В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, просил о признании с учётом последующего уточнения незаконными действий Избирательной комиссии Самарской области по созданию неравных условий для всех кандидатов при прохождении "муниципального фильтра" по сбору подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области; бездействия Избирательной комиссии Самарской области при нарушении порядка нотариального засвидетельствования подписи депутата главой сельского поселения Колывань муниципального района Красноармейский Самарской области; действия Избирательной комиссии Самарской области при проверке листов поддержки для регистрации всех кандидатов на должность Губернатора Самарской области в 2018 году.
В подтверждение нарушенных прав административный истец ссылался на то, что в ходе сбора подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом на должность Губернатора Самарской области депутаты, которые желали отдать подпись в его поддержку, не могли этого сделать из-за отсутствия у них удостоверений, подтверждающих их статус и полномочия. Поэтому проставление депутатами подписей в поддержку других кандидатов являлось нарушением закона, которое проигнорировано Избирательной комиссией Самарской области. Для кандидатов были созданы неравные условия сбора подписей, содействия со стороны Избирательной комиссии не оказывалось. Глава сельского поселения, в котором ему удалось получить одну подпись депутата, отказался засвидетельствовать данную подпись, в связи с чем ему пришлось обратиться к нотариусу. Вследствие неправомерных действий и бездействия Избирательной комиссии ему не удалось собрать достаточное количество подписей, что послужило основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата на должность Губернатора Самарской области.
Решением Самарского областного суда от 6 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Русина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, Избирательной комиссией Самарской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с вынесенным судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционный жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
В силу пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции в решении пришёл к выводу о том, что Избирательной комиссией Самарской области при осуществлении полномочий, связанных с процедурой регистрации кандидатов на должность Губернатора Самарской области, нарушений прав Русина В.В. не допущено.
Данное суждение соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Судом установлено, что постановлением Самарской Губернской Думы от 8 июня 2018 года N 564 "О назначении досрочных выборов Губернатора Самарской области" на 9 сентября 2018 года назначены досрочные выборы Губернатора Самарской области.
В Избирательную комиссию Самарской области представлены документы для регистрации от семи кандидатов, в том числе от Русина В.В., выдвинутого от органа общественной самодеятельности "Центр общественного самоуправления "Чистый город".
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года N 65/459-6 Русину В.В. отказано в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области. Одним из оснований для принятия такого решения стало недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата (пункт 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области").
Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Утверждения административного истца о том, что Избирательной комиссией Самарской области были созданы неравные условия для кандидатов при сборе подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований в поддержку их выдвижения, не нашли объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно признаны судом бездоказательными.
Действий, которые в соответствии с положениями части 9 статьи 23 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области" могут расцениваться как принуждение депутатов представительных органов муниципальных образований или глав муниципальных образований поставить подпись в поддержку кого-либо из кандидатов либо как воспрепятствование кандидату в сборе подписей, Избирательной комиссией не совершалось.
Жалоба Русина В.В. на бездействие главы сельского поселения Колывань муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившееся в отказе засвидетельствовать в выходной день одну подпись депутата представительного органа данного муниципального образования в поддержку его выдвижения, рассмотрена Избирательной комиссией Самарской области в установленном законом порядке. Нарушений избирательного законодательства при этом не выявлено. Указанная подпись признана Избирательной комиссией достоверной.
В компетенцию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не входит организация работы нотариусов, глав муниципальных образований по удостоверению подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов при отсутствии у депутатов удостоверений, подтверждающих их статус.
Из доказательств по делу следует, что Избирательная комиссия Самарской области, проверяя 26 июля 2018 года листы поддержки иных кандидатов, избирательные права Русина В.В. никаким образом не нарушила.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 6 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Русина Виктора Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 46-АПГ18-24
Текст определения официально опубликован не был