Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 46-АПГ18-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Русина Виктора Владимировича на решение Самарского областного суда от 3 августа 2018 года об отказе Русину В.В. в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании постановления Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года N 65/459-6 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области Русина Виктора Владимировича, выдвинутого органом общественной самодеятельности "Центр общественного самоуправления "Чистый город".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., объяснения Русина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Самарской Губернской Думы от 8 июня 2018 года N 564 "О назначении досрочных выборов Губернатора Самарской области" на 9 сентября 2018 года назначены досрочные выборы Губернатора Самарской области.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года N 65/459-6 Русину В.В. отказано в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области.
Основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области послужило непредставление кандидатом сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом Самарской области для уведомления и (или) регистрации кандидата, а именно, что он выдвинут органом общественной самодеятельности "Центр общественного самоуправления "Чистый город", который на выборах Губернатора Самарской области не является избирательным объединением, кроме того, им представлено в Избирательную комиссию недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований.
Русин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным данного постановления Избирательной комиссии Самарской области, настаивая на том, что выдвижение его кандидатом органом общественной самодеятельности "Центр общественного самоуправления "Чистый город" закону не противоречит.
Решением Самарского областного суда от 3 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Русина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, Избирательной комиссией Самарской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с вынесенным судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Выводы суда первой инстанции о законности отказа Избирательной комиссии Самарской области в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области Русина В.В. соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Судом достоверно установлено, что орган общественной самодеятельности "Центр общественного самоуправления "Чистый город" не включён в представленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области список политических партий, их региональных отделений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в досрочных выборах Губернатора Самарской области, назначенных на 9 сентября 2018 года, таким образом, указанное общественное объединение не является избирательным в том смысле, который ему придаётся пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области".
Ошибочно полагая, что орган общественной самодеятельности "Центр общественного самоуправления "Чистый город" на основании пункта 1 статьи 84 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе выдвинуть кандидата на досрочные выборы Губернатора Самарской области, Русин В.В. не представил в Избирательную комиссию Самарской области для уведомления о выдвижении кандидатом документы избирательного объединения согласно перечню, установленному частями 7, 10.4 статьи 20 и частью 6 статьи 45 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области".
Кроме того, им не выполнена предусмотренная частью 1 статьи 23 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области" обязанность собрать в поддержку своего выдвижения и представить для регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области 169 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области.
Причины, по которым административному истцу удалось собрать с этой целью лишь одну подпись депутата муниципального образования, получили правильную оценку в решении суда, как не имеющие значение для исхода дела.
Одновременно с документами, необходимыми для регистрации, кандидат обязан представить в Избирательную комиссию Самарской области в письменной форме сведения о трёх кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации, одна из которых в случае избрания представившего её кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Самарской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (часть 1.1 статьи 25 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области").
Русин В.В. не отрицал, что такие сведения в избирательную комиссию также не представил, что являлось самостоятельным основанием для принятия Избирательной комиссией решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 3 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Русина Виктора Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 46-АПГ18-23
Текст определения официально опубликован не был