Банк России выявил многочисленные факты манипулирования на торгах ПАО Московская Биржа (далее - Биржа) рынками ряда финансовых инструментов, имевших в различные периоды обращения схожую природу торговой активности.
Данные факты были выявлены при проведении проверок соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Банком России были рассмотрены рынки паев ЗПИФ акций "Финам - Информационные технологии" и ЗПИФ рентный "Финам - Капитальные вложения", рынки обыкновенных акций ОАО "Левенгук", ПАО "Медиахолдинг", ПАО "ТПГ АЭССЕЛЬ", ОАО "ГлавТоргПродукт", ПАО "Вторресурсы", ПАО "Платформа Ютинет.Ру", а также рынки акций иностранных эмитентов United Company RUSAL Plc и Polyus Gold International Limited (далее совместно - Финансовые инструменты).
Действия ряда участников рынков Финансовых инструментов способствовали созданию видимости торговой активности и ликвидности, в том числе в целях привлечения сторонних инвесторов, искусственного формирования и поддержания цены Финансовых инструментов.
Операции, являвшиеся манипулированием рынками Финансовых инструментов, совершались по предварительному соглашению юридическими и (или) физическими лицами, связанными с эмитентами соответствующих Финансовых инструментов либо с участниками торгов. Отмечалось многократное совершение взаимных сделок купли-продажи Финансовых инструментов, не имеющих очевидного экономического смысла, как правило, на основании поручений с одинаковыми параметрами цены и объема.
Во всех установленных случаях в числе лиц, осуществлявших манипулирование рынками, присутствовали иностранные юридические лица, имеющие взаимосвязи с АО "ФИНАМ", а также лица, выдавшие доверенности на совершение сделок с ценными бумагами на имя лиц, являвшихся в соответствующие периоды работниками АО "ФИНАМ". Кроме того, АО "ФИНАМ" выступало маркет-мейкером в различные периоды обращения Финансовых инструментов.
На рынках инвестиционных паев ЗПИФ акций "ФИНАМ - Информационные технологии" и ЗПИФ рентный "Капитальные вложения" значительная доля торгов пришлась на сделки клиентов АО "ФИНАМ", имевших взаимосвязи с АО "ФИНАМ". В то же время паи указанных закрытых паевых инвестиционных фондов учитывались в составе собственных средств компаний группы "ФИНАМ".
Торговая активность на рынках обыкновенных акций ОАО "Левенгук", ПАО "Медиахолдинг", ПАО "ТПГ АЭССЕЛЬ" поддерживалась лицами, связанными с эмитентами и (или) их листинговыми агентами, а также с АО "ФИНАМ".
Деятельность ОАО "ГлавТоргПродукт" и ПАО "Вторресурсы" представлялась непрозрачной. Имеются основания полагать, что действия эмитентов по выводу обыкновенных акций на биржевой рынок и дальнейшее заключение сделок на Бирже связанными с эмитентами лицами, в том числе занимающими руководящие должности, носили схемный характер и осуществлялись в целях реализации запутанных финансовых схем.
Лица, совершавшие по предварительному соглашению сделки с обыкновенными акциями ПАО "Платформа Ютинет.Ру" и акциями иностранных эмитентов United Company RUSAL Plc и Polyus Gold International Limited, не имели взаимосвязи с эмитентами. При этом АО "ФИНАМ" подавало заявки маркет-мейкера от своего имени и за счет клиентов, не осуществляя должного контроля за действиями таких клиентов.
В связи с вышеизложенным Банк России обращает внимание, что привлечение маркет-мейкером третьих лиц к исполнению обязанностей по поддержанию двусторонних котировок в отношении соответствующего финансового инструмента не создает для этих лиц надлежащего правового основания применения исключения, установленного пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона. Предусмотренные законодательством меры воздействия за манипулирование рынком применяются к таким лицам на общих основаниях.
Привлечение профессиональным участником рынка ценных бумаг своих клиентов к исполнению функций маркет-мейкера, в результате которого происходит искусственное формирование рынка финансового инструмента, расценивается Банком России как недобросовестная практика со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг, создающего предпосылки для манипулирования рынком и введения в заблуждение широкого круга инвесторов в отношении цены финансового инструмента.
Банк России обращает внимание профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги маркет-мейкера, их должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, на необходимость надлежащего контроля за соблюдением их клиентами Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов.
Банк России предупреждает клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, передающих третьим лицам ключевую информацию, а также полномочия для доступа и совершения операций по своим брокерским счетам, о необходимости ответственного отношения к передаче таких полномочий, принимая во внимание установленную законодательством Российской Федерации административную и уголовную ответственность за манипулирование рынком.
Банк России принял меры в отношении лиц, причастных к манипулированию рынками Финансовых инструментов, по недопущению совершения аналогичных нарушений в дальнейшем.
Информация о лицах, вовлеченных в манипулирование рынками Финансовых инструментов, и периодах манипулирования рынками приведена в Перечне выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.
Банк России рекомендует участникам рынка руководствоваться информационным письмом об участии физических лиц в деятельности участников торгов по выполнению функций и обязанностей маркет-мейкеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Банка России от 27 августа 2018 г. "О выявлении фактов манипулирования рынками ряда финансовых инструментов"
Текст информации опубликован в "Вестнике Банка России" от 31 августа 2018 г. N 65